ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
01-09-09 Медресе открываются, взрывы продолжаются

Прелюдией к нынешнему Священному Рамадану стали взрывы, убийства и насилие на Кавказе, анна этом фоне - открытие Российского исламского университета им. Кунта-хаджи Кишиева в Грозном. 1 сентября, в день знаний, Россия отмечает пятую годовщину трагедии в Беслане, а на Кавказе ждут и опасаются новых бесланов. И вот уже первое сообщение из Дагестана – неудавшийся крупный теракт по случаю 1 сентября. Почему же так получается – мечети, медресе, исламские университеты открываются, а взрывы не прекращаются?

Не только и не столько проблемы мусульманского образования и воспитания являются причинами ухода молодежи в экстремистское подполье. Однако на встрече главы государства Дмитрия Медведева с руководителями и муфтиями северокавказских республик эти две темы были увязаны совершенно справедливо. Проблемы мусульманского образования, вероятно, и не являются причиной распространения радикальных взглядов на Кавказе, но вот оружием против  экстремизма преподавание мирного Ислама стать должно. Хорошо известно, что от рук боевиков гибнут не только милиционеры и министры, но и имамы, проповедники, муфтии. Гибнут, потому что представляют идеологическую угрозу подполью.

Только на смену уничтоженным боевикам и их лидерам приходит новое поколение бандитов, а на замену погибших имамов  удается найти не всегда. А готовить идеологическое оружие против экстремистов – это как раз и есть одна из сфер ведения мусульманских образовательных учреждений.

Отрадно, что президент Медведев обращает пристальное внимание на проблему развития и укрепления системы мусульманского религиозного образования. Обидно, что на встречу с главой государства мусульманские лидеры не пришли с уже готовыми программами по работе с молодежью, информационной антипропаганде экстремизма, предложениями по работе с зарубежными образовательными центрами и контролю за обучающимися там российскими гражданами. Из телерепортажа было видно, что наши религиозные деятели отнюдь не закидывали президента идеями и решениями, а беспомощно разводили руками.

Повторюсь, исламские университеты и медресе ни в коем случае не ответственны за расцвет экстремистских идей в северокавказских лесах и горах, но могут стать лекарством против этой язвы. Для этого требуется, чтобы внутреннее наполнение исламских университетов и медресе было как минимум на том же уровне политической закалки и эмоциональности, а преподаватели обладали такой же харизмой как и те, против кого они борются. Здесь присутствуют несколько аспектов – потребность в кадрах более высокой профессиональной подготовки, обеспечение учебного процесса необходимым количеством качественной учебной и справочной литературы, должное материальное обеспечение, а также горизонтальная и вертикальная интеграция учреждений образования.

Система исламского образования в России сегодня не может позволить себе эволюционировать постепенно, как это происходило последние 20 лет (первое в истории современной России медресе было открыто в 1989 г. в Уфе и носило имя Ризаэтдина Фахретдина). Мы нуждаемся в консолидации усилий и опережающем развитии.

Каковы были  основные трудности системы профессионального исламского образования 10 лет назад? Нехватка грамотных преподавателей, низкий процент трудоустройства выпускников по профессии и, как следствие, острая нехватка имамов на местах. Какие трудности мы имеем сегодня? Ровно те же -  с учетом небольшой корректировки. 10 лет назад не хватало имамов для мечетей городов и районных центров,  все это время медресе готовили и выпускали имамов, но за этот же период было построено еще больше мечетей (и очень много - в сельской местности) и сегодня мечети городов и районных центров имамов имеют, а в сельских – острый дефицит кадров. Та же ситуация и с преподавательским составом – количество хороших преподавателей не растёт вместе с увеличением  количества открывающихся учебных заведений по причине того, что не все выпускники исламских университетов спешат отправиться на работу в медресе. Многие рассматривают полученное в медресе образование как свой личный духовный опыт, не имеющий отношения к общественной жизни, а после окончания поступают в светский вуз, получают специальность и дальше они свою судьбу с исламским просвещением никак не связывают. Получается, и имамов, и преподавателей у нас достаточно, но они не хотят работать по специальности.

Отдельно остановимся на проблеме подготовки кадров за рубежом, которой и на встрече Д.Медведева 28 августа было уделено внимание. Позволим себе не согласиться с президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым, который считает, что из-за рубежа к нам непременно возвращаются специалисты с искаженным представлением того, каким должен быть ислам в России. Те, кто сумел окончить вуз, возвращаются к нам чрезвычайно ценными и нужными специалистами. А те, о которых говорил ингушский лидер, - это как раз недоучки, бросившие университет после первого-второго курса и подавшиеся в банальные челноки или гастарбайтеры в сфере услуг и туриндустрии страны пребывания, которые по истечении определенного времени неизбежно маргинализируются. Весной текущего года из Египта прозвучал ясный сигнал о том, что стихийным выездом наших ребят в исламские государства под предлогом учебы надо серьезно заниматься и брать обстановку под контроль.

Что в данной ситуации можно порекомендовать? Во-первых, учебным заведениям следует поддерживать контакт со своими выпускниками и стараться вовлекать тех из них, кто не пошел по пути служения в мечети, в проповедническую работу в режиме преподавателей воскресных курсов  при мечетях либо выездных имамов выходного дня, готовых поехать в назначенный день и час в дальнюю деревню по приглашению населения. Для того, чтобы не утратить потенциал тех наших молодых людей, которые сейчас учатся в иностранных образовательных центрах, учредить для таких студентов ежемесячные стипендии с условием обязательного возвращения и трудоустройства по профессии. Кроме того, необходимо мобилизовать выпускников зарубежных исламских вузов, в том числе тех, которые занимаются коммерцией и иными видами деятельности, не связанными с исламом (а таких тоже немало), объединить их в условно в Ассоциации выпускников такого-то вуза при духовных управлениях мусульман и привлекать их к работе с молодежью.

Главное – не бояться критиковать самих себя, несмотря на то, сколько уже было сделано, не взирая на то, сколько энергии и времени затрачено. Нам  сегодня нельзя останавливаться на достигнутым.

Диляра Ахметова

На фото: вновь открытый РИУ им. Кунта-Хаджи в г. Грозном.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.