ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
02-10-09 Выступление члена Общественной палаты Нижегородской области, председателя Совета улемов ДУМНО Дамира-хазрата Мухетдинова на общественных слушаниях, которые прошли 30 сентября в ННГУ им. Н.И. Лобачевского

«Опыт ДУМНО в духовно-нравственном воспитании верующих»

Начиная с 90-х годов руководители ДУМНО прилагали значительные усилия по духовно-нравственному воспитанию верующих-мусульман через проповеди, обращения и предписанные им моральные принципы Ислама, а именно: полный отказ от спиртных напитков в любом виде (все мы знаем, что алкоголь сегодня является подлинным бичом российского общества), тотальный и безусловный запрет наркотиков в соответствии с требованиями шариата, прочная семейственность, верность супругов друг другу, абсолютный запрет внебрачных связей, многодетность и ответственность в деле воспитания детей, которое должно осуществляться в соответствии с предписаниями пророков Ислама. Кроме того, важны для улучшения нравственного облика мусульман такие требования Ислама, как запрет на азартные игры, имеющийся в Коране, запрет на получение прибыли из воздуха, от финансовых пирамид, также чётко обозначенный в Коране, любовь к Родине, о которой говорил пророк Мухаммад, верность долгу и чести. Всё это неоспоримые ценности.


Однако порой дело доходит до абсурда. Например, по одному из федеральных каналов транслируют передачу под названием «Общее дело», и в ней принимают участие наиболее известные люди нашего общества. Речь идёт о запрете алкогольных напитков, но в программу не был приглашён ни один представитель Ислама!


Участники Общественных слушанийТакже странно, когда организовываются конференции, на которых только наши православные братья, монахи и монашествующие, говорят о преодолении демографической проблемы. Я уверен, что православные священнослужители были бы не против, если бы мы мусульмане, вместе с ними предлагали пути решения этой проблемы. Однако устроители конференций ведут какую-то непонятную подрывную деятельность, не приглашая мусульман для участия в решении российских проблем.

Как мы видим, все мусульманские нравственные императивы в настоящее время крайне востребованы Российским обществом. Очень радостно сознавать, что российские власти на самом верху сегодня озаботились решением наиболее острых проблем.

Особым направлением деятельности нижегородских мусульман является историческое просвещение сограждан. Данный вид деятельности, как мне кажется, в нашем представлении наиболее ярок и объёмен, чем в представлении многих других религиозных и общественных организаций. Это связано с тем, что нижегородским мусульманам (прежде всего – татарам) необходимо сохраниться, будучи национально-религиозным меньшинством в окружении подавляющего русского православного большинства. Именно поэтому мы издали и издаём огромное количество книг, энциклопедических словарей, учебных пособий, журналов и газет. Вышло уже 5 томов словаря «Ислам в Российской Федерации», издан биографический словарь «Нижегородские татары», в которой собраны более 600 фамилий наиболее известных нижегородских татар за всю историю их существования в нашем регионе. Также при содействии ДУМНО появились пособия по краеведению, истории нижегородских татар, издан энциклопедический словарь «Ислам на Нижегородчине». Эта литература уже доступна читателям. Всего за 15 лет наша организация издала 300 книг самой разной направленности. К своей работе мы привлекали сотни специалистов – историков, этнологов, социологов и даже археологов.

В частности, последние археологические раскопки на территории Нижегородского Кремля, под Курмышом на юге области, доказывают, что тюрко-мусульманская составляющая в структуре населения этих земель была огромной и гораздо более существенной, чем в других регионах страны. Более того, найден татарский город Курмыш (не тот, который известен нам сейчас, а более ранний), раскопки которого ведёт известный нижегородский археолог Грибов. Сегодня мы можем смело утверждать, что тюрко-мусульмане – это автохтонное население Нижегородского региона, и оно проживало здесь ещё в доордынские времена. Что же касается эпохи Золотой Орды, то нельзя не сказать о том, что наш регион и во время неё был уникален по своему этническому и конфессиональному составу. Об этом свидетельствуют богатейшие археологические находки – ордынская керамика, ханские монеты, различные предметы бытового характера. Но самое главное, - в период Золотой Орды земля Нижегородская составляла независимое государство! И если верна фраза Н.М. Карамзина «Москва обязана своими величием ханам», то про Нижегородчину следовало бы сказать так: «Нижегородское княжество состоялось и имело статус великого княжества только потому, что оно находилось в совершенно особых отношениях с Золотой Ордой».

Сегодня министр образования и науки Нижегородской области С.В. Наумов говорил о том, что «исправлением истории надо заниматься очень корректно». Могу сказать одно: мне всегда было крайне неприятно сознавать, что в течение всего школьного периода времени мы слышим только негатив об эпохе Золотой Орды, о татаро-монголах. Случалось и так, что по окончании занятий в школе слышались слова: «Ну, татарская морда, мы тебе покажем!» Через это проходили мы, наши отцы и наши деды. И если мы действительно хотим провести некую коррекцию, о которой на торжествах по случаю 1000-летия Казани говорил Президент страны Владимир Владимирович Путин, то мы должны признать огромный вклад Золотой Орды, татар и мусульман в формирование и становление нашего государства.

И я сомневаюсь, что до сведения Его Святейшества Патриарха Кирилла во время его пребывания в наших краях довели информацию о том, что название села Дивеево происходит не от русского слова «диво», а от имени татарского ордынского князя Дивея. А город Саров – это не что иное, как золотоордынская столица татарского улуса Сараклыча. Эту информацию, тем не менее, можно найти в любом православном издании, посвященном жизни преподобного батюшки Серафима Саровского.

Налицо взаимодействие и взаимопроникновение культур земли Нижегородской и мира Востока, которое проявляется везде и всюду – об этом свидетельствуют исторические факты и находки археологов.

Обратимся к событиям 1612 года. До того, как наш легендарный Кириша Минибаев (он же Козьма Минин), собрал ополчение, татарский князь-мурза Баюш Разгильдяев остановил натиск врага с юга Нижегородчины, давая возможность сформировать войско ополченцев.

Возможно, кого-то и возмущает татарское происхождение Кириши Минибаева, но в истории много подобных примеров. Иван Грозный ни более ни менее, как внук Мамая, поскольку его матерью была Елена Глинская, а Пётр Первый – потомок по линии матери татарских князей Нарышкиных. Это общеизвестные факты.

Благодаря связям Нижегородчины и Востока Макарьевская и Нижегородская ярмарки приносили огромную прибыль Российскому государству. Большинство торговцев, купцов, приезжавших на них, были этническими мусульманами из стран Ближнего Востока. Здесь легко проследить причинно-следственную связь. Именно на Нижегородской ярмарке появилась первая в Нижнем Новгороде мечеть. А её существование стало предпосылкой для Всероссийских Мусульманских съездов, которые проводятся на Нижегородчине, и для формирования современной мусульманской уммы региона.

Вернусь к советскому периоду нашей истории. Во время него наши земляки-татары продемонстрировали свою доблесть в качестве защитников Отечества. Придите на Аллею Героев, к Вечному Огню. Вы увидите, что первым в списке героев Советского Союза значится имя Садека Абельханова, предпоследним – имя Якуба Шакурова. И они – не единственные герои Нижегородской земли, этот список можно продолжать. Мы тщательно изучаем эти факты и тиражируем их, чтобы восстановить историческую правду.

Как сказал Роман Григорьевич Стронгин (председатель Общественной палаты Нижегородской области): «Важно знать историческую правду», но также важно извлекать из неё уроки, чтобы не получилось по В.О. Ключевскому. Напомню, что он – автор фразы: «История ничему не учит, только наказывает за незнание своих уроков». Поэтому исследования нашей истории нужны нам для того, чтобы лучше понять нас самих.

К сожалению, поддержка региональными властями наших просветительских проектов осуществляется далеко не в достаточном объёме – протоиерей отец Игорь Пономарев также об этом говорил.

Некоторые полагают, что история должна освещаться только в чёрно-белых тонах.
Кто-то считает, что многие исторические эпизоды следует раз и навсегда забыть, что в многонациональной палитре нашей страны не всегда есть место для отдельных народов.
Увы, проблем в нашей деятельности немало. И чем больше мы погружаемся в историю, тем очевиднее та несправедливость, которая проявлялась по отношению к национальным и религиозным меньшинствам в нашей стране.

Взять хотя бы ту же Ярмарочную мечеть. Ещё в 1911 году имперские власти сделали всё для того, чтобы мусульмане Нижнего Новгорода не смогли её восстановить – верующим не дали разрешение ни восстановить храм, ни отстроить его заново. Вместо утраченной Ярмарочной мечети мусульмане в 1915 г. построили мечеть «на горе» вне территории
гг. Нижнего Новгорода, ныне площади Сенной – сейчас она известна как Нижегородская Соборная мечеть.

Закладка Нижегородской Соборной мечети. 1913 г.А советские власти после 1917 года также способствовали разрушению Ярмарочной мечети – прекраснейшего памятника зодчества. Напомню, что это была третья каменная мечеть на территории Центрально-Европейской части Российской империи, - первые две построили в Казани в 1766-1770 гг. с личного разрешения императрицы Екатерины II на средства мусульман. Проект Нижегородской Ярмарочной мечети стал образцовым – он использовался при строительстве других мечетей Российской Империи.

Итак, в годы Советской власти мечеть была разрушена – где же историческая справедливость? Мы видим, что до сих пор существует прекрасный Ярмарочный православный собор напротив METRO, но нет армянской церкви и нет Ярмарочной мечети – великолепных памятников истории и архитектуры.

К сожалению, подобные тенденции наблюдаются и сегодня. Посмотрите, как прекрасно выглядит православный Печёрский монастырь в 500 метрах от Нижегородской Соборной мечети – невозможно вспомнить, что ещё 20 лет назад в стране была эпоха советского атеизма! Конечно, монастырь преобразился не без глобальной и масштабной помощи государства.

Вознесенский Печёрский мужской монастырь и Нижегородская Соборная мечеть (вид сверху)А теперь посмотрим, что происходит с храмами мусульман, которые, как уже было сказано, являются коренным населением Нижегородчины. Как стало известно недавно, вся территория вокруг действующей Соборной мечети была кулуарно поделена между заинтересованными структурами. Каким-то тайным образом, в отсутствие общественных слушаний, без учёта мнения местных жителей и давних насельников этих мест, организации приобрели свои участки и наступают на мечеть со всех сторон.
Вот Печёрский монастырь – настоящий красавец, расположившийся на просторе. А вот Нижегородская Соборная мечеть, рядом с которой сейчас находятся гаражи, а близлежащие земли уже отданы под строительство канатной дороги, которая соединит города Бор и Нижний Новгород. Вот по этой маленькой дорожке справа от мечети должна пройти магистраль, по которой будут ездить – автобусы, грузовики и другой транспорт. Это значит, что мечеть будет разрушена! Не потому, что её кто-то снесёт, а из-за коррозии почвы вследствие чрезмерной нагрузки на неё. Геноцид на лицо!

Что касается территории за мечетью, то её уже втихаря отдали спорткомплексу, чтобы там построили горнолыжный спуск и аквапарк. Перед нашим храмом уже построили два высотных дома – это настоящие башни-близнецы на американский манер. Они закрыли мечеть с одной стороны. Справа построят канатную дорогу, которая будет разрушать мечеть, слева стоит огромный лыжный трамплин, который загораживает наш храм ещё с одной стороны. А на откосе за мечетью тоже появятся спортивные сооружения. И тогда памятник федерального значения - Нижегородская Соборная мечеть, которая в 2015 году будет отмечать своё 100-летие, - будет полностью закрыт со всех четырёх сторон и будет разрушен!

Разве это есть бережное отношение к нашей культуре? Посмотрите, что происходит на территории Нижегородской Соборной мечети во время мусульманских богослужений. В прошедшем недавно празднике Ураза-байрам приняли участие более 5000 человек. Людям в прямом смысле слова негде было молиться! Люди вынуждены были стелить свои коврики даже рядом с туалетами и там молились!

А в Москве во время недавнего праздника Ураза-байрам было астрономическое количество верующих - только в одной Московской Соборной мечети 60000 человек приняло участие в молитве. Люди расстелили свои молитвенные коврики на 2 километра от мечети – в том числе рядом с православными храмами и рядом со спорткомплексом «Олимпийский»! Тем самым было остановлено и движение, и какая-либо жизнедеятельность на прилегающих улицах.

Ураза-байрам в Нижегородской Соборной мечети, 20 сентября 2009 г.Мы идём по этому же сценарию. Нижегородская область - это непросто мультикультурный и многонациональный регион, а местность, где мусульманское население является а) исторически коренным и б) быстро развивающимся. Если согласно переписи 1989 года в Нижегородском регионе проживали только нижегородские татары в количестве 68000 человек, то сейчас, если прибавить к этой цифре число всех мигрантов, получивших прописку, зарегистрировавшихся по месту пребывания и вступивших в брак, то общее количество мусульман составит уже более 200 000 человек населения. При этом население региона уменьшилось с 3 млн. 700 тысяч человек по данным переписи 1989 года до 3,5 млн. в 2002 году. Таким образом, мы получаем, что доля русского православного населения в регионе сокращается, а доля мусульманского населения постоянно растёт. Поверьте, о том, что приезжих мусульман становится больше, я говорю и с радостью и настороженностью одновременно. Ведь проблемы из-за огромного количества мигрантов испытываем в первую очередь мы, коренное татарское население региона! Их подчас не конструктивная критика, а порой и радикальные взгляды направлены прежде всего против нас. Каждый приносит свое понимание Ислама, свою ментальность и культуру в наш регион.

Пользуясь этой трибуной, я довожу до сведения общественности следующее: мы, нижегородские татары-мусульмане, приложим все возможные усилия, чтобы сохранить Нижегородскую Соборную мечеть и сделать этот памятник архитектуры достойным его ближайшего соседа Вознесенского Печерского мужского монастыря. Будут и обращения в адрес Президента, премьер-министра, генпрокуратуры, и не исключено что отдельные мусульмане будут предпринимать различные акции протеста, голодовки и перекрытие трасс – всё это нас ждет.

Нижегородская Соборная мечеть не может вместить всех верующих, поэтому тысячи людей вынуждены молиться на улицеЧто касается рекомендаций Общественной палаты. Когда в рекомендациях я читаю «разработать и внедрить», мне сразу вспоминается советское прошлое. «Разработать и внедрить»… Конечно, разрабатывать и внедрять нужно, но мы с вами помним, что в прошлом году в нашем городе разразился огромный скандал по поводу учебного пособия, которое подготовил Нижегородский институт развития образования. И когда от нашего имени и от имени наших православных коллег и иудеев заявили, что учебное пособие и хрестоматия согласованы со всеми духовными организациями, это стало для нас сенсацией. И познакомившись с материалами этих учебных пособий, мы просто пришли в ужас. И, конечно, разразился огромный скандал, который стал всероссийским и даже международным. Спасибо, что руководители НИРО и власть нас услышали. Руководители организации поняли нас, и в течение целого года мы вели масштабную работу по переписыванию и исправлению этих учебных пособий и программ. Думаю, что в ближайшее время будут изданы качественные учебные пособия, которые будут востребованы нашими школьниками, и Нижегородская область сможет достойно принять участие в пилотном эксперименте по введению ДНК в школы.

Министр образования и науки Наумов говорит о неком «социуме, который необходимо формировать, продолжая то, что начали наши предки». В этой фразе все замечательно, прекрасно. Но… Уважаемые коллеги! Вы, - ученые, доктора, профессора, дайте мне ответ - я уже устал задавать на всех больших и малых конференциях один простой вопрос. Что делать моему ребёнку, татарину, коренному жителю Нижнего Новгорода, который, пойдя в детский сад, столкнулся с такой проблемой, как празднование православного праздника Пасхи. Факты таковы: воспитатель детского садика выстраивает всех детей в ряд и говорит: «Дети, когда я скажу «Иисус воскрес!», вы должны ответить «Воистину воскрес!» При этом не учитывается, что среди детей могут быть мусульмане, иудеи, атеисты, католики, протестанты! Скажите, что сделать? Давайте будем создавать кварталы, гетто – отдельно мусульманский садик, отдельно – православный. Так например, уже в Москве, в районе Бутово представители Северного Кавказа создают свой этнический квартал.

А с другой стороны, мы должны искать выход. Я сказал своему ребёнку: «Когда воспитатель скажет «Иисус воскрес!», ты скажи «Аллаху Акбар!», а потом – «воистину Акбар», то есть воистину велик! А как быть тем детям, которые не знают, что надо говорить и как молится? Их не подготовили родители, имамы, православные священники. Что же им делать? Особенно если они принадлежат к национально-конфессиональному меньшинству…


Можно зарыть голову в песок и всю жизнь жить со своей проблемой, как мы жили в советское время, когда изучали историю Золотой Орды и на переменах слушали гневные речи о том, что «чурки нерусские понаехали, всех вас отсюда выгоним, это русская земля, этому не быть». В 2006 году на заявления Председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова о том, что «нельзя в светском государстве на территории государственных учебных заведений строить часовни и вводить основы православной культуры в школах как обязательный предмет, ломая хребты, не считаясь с мусульманами и иными» тогдашний зам главы ОВЦС РПЦ отец Всеволод Чаплин ответил: «православные основы русской культуры должны быть преподаваемы в школе, а если человек принципиально не хочет знать историю Русской церкви и ее искусство, ему вообще лучше подыскать себе другую страну». Но мы ни когда не знали и не знаем другой Родины, кроме как России и родной Нижегородской области!

Поэтому когда уважаемый ректор Ленинградского областного института развития образования Сергей Александрович Лисицын говорит, что введение или невведение в школах основ православной культуры это «болтовня со стороны», мне хочется возразить: «это не болтовня со стороны», это болтают не дети в памперсах - это говорят главы крупнейших субъектов Российской Федерации, президенты Шаймиев, Рахимов, Алиев. И говорят они не о чём-то несущественном, а о соблюдении Конституции РФ и об опасности скатиться по этнонациональным коридорам, и тем самым начать устраивать в школах и детских садах разборки.

То же самое мы видим и на Северном Кавказе. Население, которое сотни лет жило в этих республиках, массово покинули и покидают их. Оно уехало в Центрально-европейскую часть страны. А как быть тем людям, которые там остались? Где гарантии, что их не подвергнут антиконституционному насилию своей педагогической и практической деятельностью уже мусульманские священнослужители? Поэтому я боюсь, что афоризм В.С. Черномырдина «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда» может оказаться более чем красноречивой и правдой, тем более мы помним, кто и как громил храмы и убивал священнослужителей в годы воинствующего атеизма!

Вопрос о том, что нравственно и что нет, сегодня поднял министр внутренней политики Нижегородской области А.И. Цапин. Он процитировал нам Маяковского. Я хотел бы задать ему вопрос, но он, к сожалению, ушел. Но вопрос всё же будет поднят: «Кремация покойников – это нравственно или безнравственно?» Мы с вами знаем, что в Нижнем Новгороде собираются построить крематорий и до 2012 года закрыть все кладбища. То есть мусульмане, православные, иудеи должны, как индусы или буддисты кремировать своих покойников. Это нравственно или безнравственно? Я хотел бы услышать ответ министра, поднявший столь актуальный вопрос, но, к сожалению физически этого сделать не могу.

Также, когда главный советник департамента по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО Сергей Николаевич Андриянычев рассказал о том, что будучи в Америке он обратил внимание на то, что на «аллеи могил солдат где установлен памятный камень нет и следа упоминания участия советских солдат во 2-й Мировой войне». Я в качестве примера хочу привести прекрасную книгу, которую издала Тамара Ивановна Ковалева, директор музея ННГУ – там есть даже блок, посвящённый Сергачу. Я её специально всю пролистал, просмотрел, и нашёл единственного там татарина, которым оказался Илларион Михайлович Бибиков, происходящий из рода татарских князей. Больше в Сергаче нет ни одного татарского лица или фотографии. Но именно нижегородские татары в истории известны больше как сергачские татары. Мы гордимся Маратом и Динарой Сафиными, Маратом Башаровым, Динияром Билялетдиновым, Маратом Измайловым, Зинятуллой Билялетдиновым и вспоминаем, что все они нижегородские, сергачские татары, которые внесли и вносят огромный вклад в становление культуры, спорта, науки и образования современной России. Но почему мы не находим их именам места в наших учебных пособиях и книгах? Вот с этого момента начинается фальсификация – мы сами фальсифицируем, но хотим, чтобы украинцы и прибалты не шли по этому пути! Давайте сначала научимся уважать друг друга – своих соседей, представителей коренных народов страны. И тогда, действительно, нас начнут уважать и прибалты, и украинцы, и другие нации.

Ураза-байрам в Московской Соборной мечети, 20 сентября 2009 г. Расстояние до мечети - 1 км.Ураза-байрам в Московской Соборной мечети 20.09.2009 г. Люди молятся даже на крышах гаражей и у ближайших церквей.И, уважаемый председательствующий Роман Григорьевич Стронгин, простите, реплика вам. «Европа неблагодарна» - Вы привели эту цитату из Пушкина. Коль Европа неблагодарна, нужно стремиться двигаться на Восток, искать больше партнёров на Востоке. Востоком восторгались классики русской поэзии – Пушкин с его циклом «Подражания Корану» и все остальные русские философы, мыслители призывали видеть друга в Востоке. Разве не об этом говорил побратим и приемный сын хана Батыя Александр Невский? «Крепите оборону на Западе, а друзей, союзников ищите на Востоке!» Коль мы взяли его имя как Имя России, раз мы возвели его в ранг национального героя, то давайте прислушаемся к нему. И поэтому моя последняя фраза такова: когда говорят, что «Россия может сохраниться как Россия только если в основе её будет православие», я думаю, что это убийственная формулировка! Если вы, уважаемый Евгений Павлович Титков (ректор Арзамасского государственного педагогического института) эту фразу скажете на Кавказе, или вы скажете её чеченцам, ингушам, дагестанцам, даже татарам и башкирам, то они вас не поймут! Вот если вы им скажете, что Россия должна оставаться в границах Московии 1552 года или современного садового кольца, тогда честь вам и хвала. И то будет неверно, потому что Москва – это уже не та православная златоглавая Москва, которая известна нам по историческим книгам, и об этом еще раз свидетельствует то, что на последний праздник Ураза-байрам в одной только Московской Соборной мечети на проспекте Мира собралось более 60 000 мусульман!

Да хранит всех нас Бог!

Спасибо за внимание!

30 сентября 2009 г.


IslamNN

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.