ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
14-12-09 «Возрождение единого исламского образовательно-богословского пространства в странах СНГ. К постановке проблемы» - текст выступления ректора Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова Д.В. Мухетдинова на конференции «Духовное образовани

Предлагаем вашему вниманию текст выступления ректора Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова Д.В. Мухетдинова на конференции «Духовное образование в XXI веке: проблемы и приоритеты», проходившей 9-10 декабря в Москве.

Тезисы:

  1. Процессы, происходившие в сфере религиозного образования в странах СНГ в
    последние 15 лет, во многом развивались по одному и тому же сценарию.

  2. Схожесть проблем и трудностей, с которыми сталкиваются учреждения духовного
    образования в странах СНГ требуют от нас сотрудничества и кооперации.

  3. Возможными направлениями сотрудничества могут являться а) сотрудничество
    по линии книгоиздания, прежде всего учебной литературы, б) учреждение коллегии исламских богословов на постсоветском пространстве (Академия фикха СНГ или Академия исламских наук СНГ), которая выступала бы в качестве Высшей аттестационной комиссии для защиты диссертаций по исламским дисциплинам,  в)  организация  встреч  руководства исламских  учебных  заведений  СНГ на постоянной   основе   для   обсуждения   общих   проблем, учебных программ   и   перспектив   развития,   г)   обмен студентами,   преподавателями   между   исламскими   учебными    заведениями,   расширение сотрудничества по гуманитарной линии.

  4. Реализация предложенных шагов приведет к созданию общего образовательно-
    богословского пространства в СНГ, что отвечает национальным интересам всех этих государств.

Наша конференция носит название «Духовное образование в XXI веке: проблемы и приоритеты», на ней предполагается обсудить, в том числе вопросы общего и отличного в системах религиозного образования в различных государствах СНГ, что, на мой взгляд, совершенно оправданно и перспективно, поскольку процессы, происходившие со времен Перестройки в СССР, а затем на постсоветском пространстве, в религиозной жизни во многом были схожи и сфера духовного образования не представляет здесь исключения.

Совсем недавно мы отмечали 15-летие Нижегородского исламского медресе «Махинур». В связи с этим Издательским домом «Медина» был выпущен сборник статей «Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве». Авторы статей сборника рассмотрели эволюцию исламских образовательных учреждений России, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии с конца 1980-х гг. до наших дней. В каждом из государств этот процесс происходил практически по одному сценарию, хотя в каждом случае имелись и свои характерные особенности.

По сути, содержание образования и сознание мусульманской молодежи - это сообщающиеся сосуды. В начале 1990-х гг. возникла прослойка активных молодых мусульман, которые в силу своего разумения и совсем небольшого опыта при поддержке меценатов из-за рубежа повсеместно открывали медресе. Свое довольно ограниченное видение мира и не совсем адекватное понимание Ислама они транслировали в виде учебного материала на все большую молодежную аудиторию. Далее эти знания ретранслировались в еще больших масштабах.

Вспомним, как функционировало большинство медресе 1990-ых гг.: образовательный процесс был организован при отсутствии какой бы то ни было методической базы, с опорой на финансовые вливания зарубежных фондов с минимальным набором или при отсутствии светских дисциплин. Отсюда проистекал низкопрофессиональный характер деятельности медресе, и как следствие – непризнание дипломов светскими учреждениями и невостребованность выпускников на общегражданском рынке труда. Таким образом, в умах и всем образе жизни части мусульманской молодежи происходил разрыв с существующим обществом, образовывалось как бы параллельное общество практикующих мусульман, которые живут в своем мусульманском мировоззренческом анклаве. На эту самоизоляцию накладывались объективные проблемы постсоветского пространства: бедность, безработица, вооруженные конфликты, отсутствие институтов гражданского общества, коррупция. Отличные по внешнему виду и образу жизни молодые люди зачастую становились объектом усиленного внимания и прессинга со стороны правоохранительных структур. Неудивительно, что экстремистские воззрения без труда проникали в молодежную среду. Скорее удивляет сдержанность и гражданская ответственность большинства представителей подрастающего поколения в столь сложных условиях. Но даже уровень выпускников исламских университетов России пока не дает возможности получить группы квалифицированных казыев, улемов и мударрисов, мусульманских экономистов и журналистов. 

Эти процессы характерны для большинства постсоветских государств и разумнее всего в сложившейся ситуации действовать сообща, делиться опытом, проводить комплексный анализ имеющихся проблем.

В частности, отрадно осознавать, что во многих государствах СНГ обсуждаемого ареала уже пришли к пониманию тезиса о «сообщающихся сосудах», о котором говорилось выше. Есть убеждение, что формирование адекватного содержания образовательного процесса - это самый мощный и действенный инструмент формирования молодежного сознания.

Другое огромное достижение в этом процессе - легитимизация дипломов исламских учебных заведений. К примеру, как отмечает профессор Саидакбар Агзамходжаев, уже в 2003 году в Узбекистане было принято постановление Кабинета министров, в соответствии с которым дипломы, выдаваемые выпускникам Ташкентского исламского института и средних специальных религиозных учебных заведений, были приравнены к государственным документам об образовании. В России введение в действие соответствующего закона пока не произошло. Здесь выходом из ситуации пока является получение параллельного образования шакирдами в медресе и в светских вузах, что обеспечивает их признанными государством дипломами и резко повышает их общий уровень подготовки.

До революции территория современного СНГ была, фактически единым образовательным пространством в части исламского образования. Вершиной этой пирамиды знаний являлась Бухара. Сегодня ситуация изменилась. В выстраивании современной системы духовного образования мы опираемся, в том числе, на опыт мировой светской высшей школы и в этом отношении для государств Центральной Азии может быть очень полезен опыт российской академической и высшей школы. Перенимание опыта должно происходить как в одном, так и в другом направлениях.

Мы знаем несколько примеров кооперации российских и центрально-азиатских духовных структур по вопросам развития религиозного образования в новейшей истории. Тем не менее, это взаимодействие должно быть многократно расширено.

В рамках данного выступления остановлюсь на нескольких возможных направлениях взаимодействия, хотя их количество может быть значительно расширено.

Современная действительность такова, что языком межнационального общения для мусульман России и Центральной Азии является русский, он же наиболее доступен для мусульманской молодежи наших государств, в частности, для городского населения. С другой стороны, каждое из государств в настоящее время озабочено возрождением местной богословской традиции и традиционно присущей своему региону богословско-правовой школы. Мы с радостью наблюдаем как к нашим единоверцам приходит понимание необходимости возврата к богословскому наследию школы, основанной Имамом Абу Ханифой. Этот процесс нуждается в литературном обеспечении – издании книг для общего пользования и учебных пособий. Мы могли бы повысить эффективность своих усилий, если бы действовали в этом направлении сообща. К примеру, не тратили время и средства на перевод одних и тех же книг с арабского на русский, а ввели «разделение труда» и способствовали распространению, книг, изданных в одном государстве, на территории другого.

Некоторое время назад уважаемый на всем постсоветском пространстве устаз и шейх Мухаммадсадык Мухаммадюсуф озвучил идею создания Академии фикха СНГ, которая издавала бы богословско-правовые заключения по актуальным вопросам современности, таким, как генная инженерия, клонирование и т.д. Идею создания площадки для совместной работы богословов и знатоков шариата я бы развил в русле создания аналога ВАК для защиты диссертаций по религиозным дисциплинам с обеспечением перевода новейших богословских трудов на арабский и английский языки и ознакомления с ними мировой мусульманской общественности.

В наше время качественное религиозное образование рассматривается как основной заслон на пути проникновения экстремистских воззрений в молодежную среду. Существует ряд псевдоисламских течений, которые развернули свою деятельность как на территории РФ, так и в странах СНГ. Они искажают понимание Ислама в сознании молодежи и даже вовлекают молодых людей в противоправную деятельность, способствуют росту исламофобии. Существует в нашем обществе и проблема отцов и детей, когда молодежь с присущим ей максимализмом стремится модернизировать деятельность традиционных духовных структур, а со стороны последних такие попытки расцениваются как проявление радикализма. Задача руководства исламских учебных заведений – найти подходы к молодежи, вывести её энергию и таланты в конструктивное, полезное обществу русло. Здесь целесообразно было бы организовывать встречи ректоров и проректоров исламских учебных заведений постсоветского пространства на постоянной основе.

Наконец, нельзя недооценивать роль гуманитарного сотрудничества, которое могло бы выражаться в организации поездок групп мусульманской молодежи к памятникам исламской культуры, общении молодежи из стран СНГ, студенческого обмена, приглашения видных ученых с лекциями. ДУМНО периодически организует поездки молодежного актива в страны Центральной Азии. Узбекская, казахская, кыргызская молодежь также могла бы посещать Россию и знакомиться с историей ислама в нашей стране. Лицезрение свидетельств величия наших предков в виде памятников архитектуры, скажем, в Булгаре или в Бухаре, может сыграть свою роль в понимании молодыми мусульманами традиций тюрок Евразии. Ведь здесь наши предшественники исповедовали и сохраняли Ислам в течение многих столетий.

При реализации данных шагов через несколько лет мы придем к возрождению общего богословского пространства на территории бывшего СССР, каким оно было в дореволюционные годы и крупицы которого удалось сохранить нашим улемам в советские годы. Выработка детальных принципов функционирования этого образовательно-богословского пространства – это тема выступления для многих ораторов и ряда последующих совместных мероприятий. При этом очевидно, что такое пространство отвечает национальным интересам наших государств, поскольку лидеры стран-членов СНГ не раз подчеркивали взаимную заинтересованность в глубокой интеграции и партнерстве. Постараемся же претворить эти тезисы в жизнь…

Ректор Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова

Д.В. Мухетдинов

Ссылка по теме:

Представители НИИ им. Х. Фаизханова приняли участие в международной конференции в г. Москве

IslamNN

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.