ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
17-12-09 Союз нерушимых: хотят ли мусульмане России иметь единого муфтия и один муфтият?

Хотят ли мусульмане России иметь единого муфтия и один муфтият? Неизвестно. Хотят ли мусульмане появления адекватного органа для защиты собственных религиозных и гражданских интересов? Да, хотят. Есть мусульманские лидеры, которые заявляют, что эти два фактора, находящихся в прямой зависимости друг от друга, и запустили процесс консолидации. Сегодня вестей от борцов за объединение почти не слышно, но противники этой идеи из числа заслуженных исламофобов создают отрицательный информационный фон. Высказываются даже мнения о свертывании процесса.

Рассмотрим процесс объединения в хронологическом порядке. 25 ноября в Уфе Талгатом Таджуддином была озвучена идея объединения духовных центров, но тогда его инициатива не получила широкой огласки. 5 декабря в резиденции ЦДУМ прошла встреча представителей трех заинтересованных сторон. На ней была впервые представлена схема структуры объединенного духовного центра в виде шестиконечной звезды, предложенная Талгатом Таджуддином. В чем состоит принцип разделения полномочий между разными концами «звезды» и какова роль Шейх уль-Ислама, поставленного в центр конструкции, если главой предлагалось избрать Равиля Гайнутина, не было пояснено.

Во встрече 5 декабря приняли участие председатель Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов, председатель ДУМ Чечни Султан Мирзаев, директор медресе им. М. Султановой Ильдар Малахов,  депутат Государственной Думы Алид Яхихаджиев, директор Департамента внутренних дел ДУМЕР Арслан Садриев, председатель ДУМ РБ ЦДУМ России Мухаммад Таджуддинов, председатель Исполкома Российского конгресса народов Северного Кавказа Ахмед Азимов, заместитель руководителя администрации ЦДУМ России Артур Сулейманов, Председатель Совета старейшин общества вайнахов РБ Хамзат Мусаев.

Противодействие не заставило себя ждать. 8 декабря на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» популярный дезинформатор Роман Силантьев заявил, что инициатива уже свернута, так как ее не поддержал Равиль Гайнутдин, который в случае объединения якобы вынужден будет делиться с остальными муфтиями тем полумиллиардом рублей, который он ежегодно получает из зарубежных источников. Откуда он черпает информацию, Силантьев не уточнил.

9 декабря на пресс-конференции в РИА Новости, очевидно, в знак серьезности своих намерений все три структуры по инициативе Исламского культурного центра России – Общественного крыла Совета муфтиев России – выступают с согласованным заявлением по поводу итогов референдума в Швейцарии относительно запрета на возведение минаретов в этой стране.

В тот же день муфтии ДУМ, входящих в КЦ МСК, встречались в Кисловодске. По итогам встречи инициативу было решено полностью одобрить, о чем заявил в прессе глава КЦ МСК Исмаил Бердиев. Правда, чуть позже он стал говорить о том, что укрепление сотрудничества более актуально, нежели объединение. «За» объединение, но с некоторыми оговорками высказались муфтий КБР Анас Пшихачев (предложил объединение без ликвидации КЦ МСК как организации и предоставление каждому из муфтиев права вето в новой структуре) и муфтий Татарстана Гусман Исхаков (порекомендовал решать вопрос об объединении не спонтанно, а на основе решений съездов каждой из трех организаций).

11 декабря информагентство «Интерфакс» распространило со слов главы администрации ЦДУМ Мухаммада Таджуддинова сообщение о том, что 7 декабря 2009 г. президиум ЦДУМ принял решение отказаться от направления делегации ЦДУМ для участия в так называемой рабочей группе по подготовке объединения мусульманских организаций. Это выглядело довольно странно. Решение, принятое в понедельник 7 декабря, через два дня после того, как Талгат Таджуддин принял столь многочисленную делегацию у себя в резиденции, подарив каждому из участников встречи фирменного башкирского меда, было обнародовано лишь в пятницу 11-го, уже после совместного заявления от 9 декабря. Кстати, именно на ту пятницу была запланирована первая встреча двух представителей от каждой из организаций, которая должна была подготовить работу согласительной комиссии.

Кстати, если допустить, что информацию о принятом 7 декабря отказе от консолидации Роман Силантьев, некогда обласканный руководством ЦДУМ, получил именно из этой организации, то получается, что кивком в сторону Равиля Гайнутдина он сознательно вводил общественность в заблуждение.

Вся логика происходящего требовала выхода на сцену Равиля Гайнутдина, героя предстоящего объединения, что и произошло под занавес первого акта. Всю неделю глава СМР хранил молчание, оценивая сложившуюся ситуацию и, видимо, просчитывая возможные варианты развития событий. Отговорка о том, что он находился на больничном, при всем уважении, выглядит не очень убедительно. Шейх не лежал в коме и определенно был в курсе событий, начиная, как минимум, с 5 декабря, и был физически в состоянии хотя бы сделать заявление. Возможно, замысел состоял в том, чтобы он высказался последним, как бы ставя точку под обсуждениями. Вышло красиво, но не очень естественно.

Следим за событиями далее. В субботу 12 декабря в Казани собралось заседание комиссии Всемирного конгресса татар по делам религии. В нем приняла участие очень представительная делегация из ЦДУМ – Талгат Таджуддин и трое его заместителей, каждый из которых, кстати, именует себя первым заместителем – Тагир Саматов, Ренат Раев и Альбир Крганов. Таджуддин заявил о том, что объединиться в первую очередь должны ЦДУМ и СМР, а с КЦ МСК следует установить договорные отношения. Причем под объединением он на этот раз предполагал вхождение СМР в состав ЦДУМ. Ресурс «Ислам в Республике Татарстан» www.islamrt.ru цитирует Шейх уль-Ислама: «…процесс объединения не должен идти за счёт ЦДУМ, которому 220 лет, иным структурам всего-то 15 лет».

На той же встрече, как сообщает «Ислам в РТ», ректор РИУ в Уфе Ренат Раев раскритиковал деятельность своего коллеги – ректора МИУ Марата Муртазина. Он, подчеркнул, что «…учебник по основам исламской культуры не должен монопольно писать только М.Муртазин, а он должен быть создан всеми тремя мусульманскими структурами, в том числе с участием ЦДУМ». Также Раев призвал реорганизовать Совет по исламскому образованию при СМР, чтобы его учредителями стали все три мусульманские структуры, в том числе и ЦДУМ. Иначе, по его мнению, действия Совета по исламскому образованию будут нелегитимными.

В понедельник 14 декабря свое мнение обнародовал сопредседатель СМР Мукаддас Бибарсов (который, кстати, тоже принимал участие во встрече 12 декабря в Казани, а поэтому был знаком с позицией ЦДУМ). По его убеждению, необходимо создавать не единый муфтият, а Высший Совет муфтиев России.  «Сейчас большинство муфтиев против реорганизации самого старого мусульманского объединения России – ЦДУМ, которому в этом году исполнилось 220 лет. Члены Совета муфтиев России также не горят желанием распустить СМР», - заявил он. Сходной позиции придерживается заместитель председателя ДУМ Татарстана Валиулла Якупов.

Со своей стороны, глава ДУМ Чувашии Альбир Крганов в беседе с обозревателем IslamRF заявил, что структура объединенного центра должна быть такой же, как структура ЦДУМ – старейшей мусульманской организации в России. Деление на ипостаси и разграничение полномочий неправильно, т.к. это может привести лишь к тому, что вновь появятся 3-4 ведущих лидера. По его мнению, первым шагом должно стать объединение ЦДУМ и СМР, а с КЦ МСК должен быть заключен договор о сотрудничестве.

15 декабря муфтий Чеченской Республики Султан Мирзаев, который был одним из участников переговоров на самой первой встрече 5 декабря, а затем 11 декабря в Москве встречался с Равилем Гайнутдином, отказался комментировать нам перспективы объединительного процесса. Видный представитель дагестанских мусульман, ректор Института теологии и международных отношений в Махачкале Максуд Садиков, в свою очередь, прокомментировал ситуацию следующим образом: «На сегодняшний день духовные структуры мусульман и их лидеры не готовы к объединению, хотя наша умма едина. Поэтому необходимо единение мусульманских образовательных учреждений, как высших, так и средне-специальных. Это будет апробацией и фундаментом для последующего объединения духовных структур».

В этот же день в Казани для обсуждения условий вступления в объединенную структуру собрались сопредседатели СМР. В кулуарах идут разговоры о том, что «татарские» СМР и ЦДУМ не хотели бы объединения с КЦ МСК, поскольку допущение их в объединенную структуру приведет к резкому усилению позиций кавказцев в умме и потере татарскими религиозными деятелями лидерских позиций. А также о том, что в случае вхождения кавказцев в единый муфтият их голос потеряется на фоне голосов татарских муфтиев. Противоречие налицо. И предположение обозревателя «Известий» о том, что под предлогом объединения проводит собственную политику глава Чечни Р.Кадыров также не является обоснованным, т.к. заявление Садикова не вписывается в этот сценарий.

Придумать, как объединяться, гораздо сложнее, чем решить консолидироваться. В глаза бросается следующее: представители СМР за объединение в форме широкой конфедерации, - такое, каким, по сути, задумывался Совет муфтиев России (ведь на этапе учреждения СМР Р.Гайнутдин был первым среди равных, а вовсе не «начальником» региональных муфтиев). Они предлагают консолидировать не ДУМы, а их лидеров, а региональные проблемы каждый будет решать самостоятельно. А представители ЦДУМ, иерархической системы со строгой вертикалью власти, напротив, настаивают на объединении под единым началом одного духовного авторитета и подчинении этому авторитету. Эту позицию озвучил Т.Таджуддин. Его заместители придерживаются такой же точки зрения без намека на импровизацию.

На первый взгляд, создается впечатление, что объединительный процесс зашел в тупик, потому что СМР, ЦДУМ и КЦ МСК, как лебедь, рак и щука, все дальше и дальше отходят от единой цели каждый в свою строну. Но достаточно чуть более внимательно прислушаться к мнениям действующих лиц – ЦДУМ предлагает пока не включать в объединение КЦ МСК, а там придерживаются этого же мнения. ЦДУМ говорит об объединении образовательного пространства, КЦ МСК стремится ровно к тому же. Никаких противоречий, - напротив, обширное поле для деятельности. Значение консолидации именно в образовательной сфере трудно переоценить: оно приведет к воспитанию новой мусульманской элиты, свободной от предрассудков внутримусульманского деления, оно послужит фундаментом для истинного, а не формального единения.

Необходимо отойти от попыток объединить «под одной шапкой» именно религиозные структуры, и взглянуть на ситуацию шире – выстроить модель, при которой свой вклад в развитие уммы смогут вносить и духовенство, и научные круги, и национальные элиты, и общественные деятели. Нужно создать платформу для широкомасштабной консолидации.

В конце концов, все эти годы мы ждали не того, чтобы мусульманские религиозные «чиновники» стали принадлежать одному юрлицу, а того, чтобы они перестали вести информационные войны друг против друга и начали совместно выносить решения по жизненно важным для российской уммы вопросам. Создание единого муфтията, в котором вновь будет царить дух конкуренции между региональными лидерами, не имеет никакого смысла. Основная задача – вытеснить дух соперничества, заменить его принципами доброй воли.

Если завтра три мусульманских лидера публично пожмут друг другу руки и вместе, а не через своих уполномоченных агентов, заявят о готовности сотрудничать, это будет иметь колоссальный психологический эффект, который сведет на нет старания исламофобствующих обозревателей и лжеисламоведов. Но трудно даже представить, насколько ослабеет в глазах верующих авторитет муфтиев, читающих проповеди о единстве мусульман и искренности намерений, если диалог мусульманских лидеров зайдёт в тупик после всего того, что было сказано и сделано (в том числе после письма Президенту Медведеву). По крайней мере, очередной «обмен любезностями» и имиджевые потери т.н. «официального духовенства» в глазах активной мусульманской молодежи в этом случае можно гарантировать.

Диляра Ахметова

IslamRF

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.