ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
02-02-10 Единство российских мусульман: кому это нужно?

2009 год имеет шансы стать историческим для российской уммы. Лидеры трех крупнейших объединений мусульман нашего Отечества начали процесс переговоров о создании единой религиозной структуры. Это соответственно Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ), Совет муфтиев России (СМР) и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).

Но пока за этими первыми встречами и согласованиями многим не до конца понятны стоящие перед его инициаторами цели. Начиная с брежневской эпохи, россияне привыкли, что интересы конкретных лиц всегда получают преобладание. Так, может быть, речь идет о создании нового большого пирога, который будет гораздо проще делить, чем маленькие пирожки? Или все-таки речь идет о единстве во имя конкретных целей? Тогда каковы же они?

С 2005 года, с I Всероссийского мусульманского форума, автор этих строк неоднократно горячо выступал за объединение. И поскольку этот вопрос все откладывался, то волей-неволей приходилось задумываться о доказательствах необходимости единства уммы. В многочисленных поездках по России и миру приходилось знакомиться с позициями разных людей – от простых тружеников до муфтиев, высокопоставленных чиновников и аналитиков. Постараюсь здесь вкратце поделиться совместными размышлениями и своими выводами. Все мы – члены российской уммы – являемся гражданами единого Отечества с его общей политикой, экономикой и системой образования, с его достижениями и проблемами. В ходе урбанизации и индустриализации, насильственных и добровольных переселений большинство мусульман за прошлое столетие сменили места своего проживания. Кто-то переехал в соседний город, кто-то – в соседнюю республику или область, кто-то – за тысячи километров от своего дома, многие из них оказались в 1991 году в другой стране. Этнически однородными оказались в итоге только Чечня и Ингушетия, но и они радикально изменились в ходе депортации 1943-го и войн 1990-х гг. Традиционное аульное общество все больше уходит в историю, а мусульмане привыкают к образу жизни больших городов. В итоге внешне трудно понять, что объединяет миллионы российских мусульман, различающихся по своему языку, образованию, внешнему виду, да зачастую и образу жизни.

Тем не менее, мы видим, как миллионы верующих по крайней мере два раза в год – на Курабан-байрам и Ураза-байрам – коллективно соблюдают религиозные обряды, подчеркивая свою принадлежность к религии Ислама. Но как им осуществлять мусульманскую идентичность в остальные дни года? И тут встает вопрос о мечетях и средствах массовой информации, мектебе и медресе, учебниках и образовательных программах. И вопрос из вопросов – о стабильном финансировании всей этой инфраструктуры, то есть вопрос о вакфах. Мусульмане пытаются найти положительный пример решения такого вопроса и видят его у православных сограждан в лице Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП). И слава Богу, что мы видим такой пример в своем Отечестве, а то начали бы копировать зарубежные образцы. К чему приводят такие попытки, слишком хорошо знают на Северном Кавказе. Углубившись в недавнюю историю, мусульмане узнают, что большинство мусульман на сегодняшней российской территории (кроме Северного Кавказа) в 1788 году уже были объединены в единый орган – Оренбургское магометанское духовное собрание с татароязычным делопроизводством, а затем и системой образования. Оно, как и православная церковь, получило свободу от властей после Февральской революции 1917 года и избрало единого муфтия, взяло под контроль медресе и вакфы, но распад страны и захват власти большевиками не дали завершить дело объединения российских, а затем советских мусульман. Начало 1990-х гг. стало временем распада, когда бывшие партийные лидеры и номенклатурные ученые навязывали своим народам светские националистические режимы. И здесь распад духовных управлений происходил одновременно с распадом единого советского государства. В России, к счастью, дело ограничилось расколом муфтиятов.

Но есть время разбрасывать камни и есть время их собирать как для верхов, так и низов. Распад 1990-х гг. сменился безудержным оптимизмом 2000-х, когда страну залили нефтедоллары. Каждый предпочитает тратить в одиночестве и делиться только своими достижениями с коллегами. Теперь же, в дни кризиса, усугубляемого почти ежедневными терактами на Кавказе, вспоминается единство. Важным подспорьем является политика властей, периодически призывающих муфтиев эффективно противостоять программе радикалов. Простых же членов уммы беспокоит, что мусульманин, особенно кавказец, превращается в источник раздражения для все большего числа сограждан. И здесь можно не получить искомую работу, кредит, связи или встретить отказ в съеме квартиры. Но есть и другая тенденция, когда мусульмане борются за сплочение рядов. Так, гимнастка Ляйсан Утяшева 16 декабря заявила, что никогда не носила православный крестик, а только украшение в виде звездочки. Причем ей звонили уже не журналисты, а земляки. И это далеко не первый сюжет такого рода, развернувшийся вокруг известных российских персонажей с мусульманскими корнями. Дело дошло до того, что федеральный министр Рашид Нургалиев отправился в Казани в мечеть во дворе республиканского МВД.

Как уже говорилось выше, цели объединения вполне понятны. Как одновременно ректор исламского вуза и преподаватель светского вуза я хотел бы сконцентрироваться на вопросах образования. Сегодня вводится преподавание истории и основ религии в школах, и здесь нам нужны авторы учебников и учебных пособий, педагоги. При этом до сих пор не выстроена единая вертикаль религиозного образования мусульман от мектебе через медресе и институт до общефедеральных университетов. В растиражированном в Казани в тысячах экземпляров татароязычном учебнике утверждается, что мусульманам не нужна светская конституция, а единственной конституцией для них является Коран. То ли простота хуже воровства, то ли ваххабизм в действии... Про один из создаваемых учебников в Казани наш московский коллега сказал, что это сильнее Зощенко. В стране есть прекрасные ученые, но нужна гласная экспертиза, а не закулисный распил денег. И здесь кавказские коллеги доступно объяснили бы, в какие горы уходят и кого убивают те, кто единственной конституцией называет Коран. При этом русскоязычные светские вузы, не знакомящие с языками и традициями мусульман нашего Отечества, зачастую только помогают воспитывать идеологов для экстремизма. Что и говорить, если в числе 100 современных мировых «властителей дум» не оказалось ни одного пишущего на русском.

Для подготовки специалистов государство протянуло нам руку, согласившись практически вне конкурса принять студентов в лучшие вузы страны, включая ее главный вуз – Московский госуниверситет. А теперь посмотрим, сколько их окончило МГУ и кто получил ответственные посты. Отрадно, что один из моих учеников Ильдар Нуриманов – гендиректор издательского дома «Медина», на сайте которого idmedina.ru вывешена учебная литература, сохраняющая и развивающая традиции российских мусульман. Студенты знают и используют ее. Вот так мы и боремся за единство и против экстремизма на пространстве Интернета, к чему призвал президент Д. А. Медведев на встрече с северокавказскими муфтиями в Сочи. Хорошо бы создать и единый канал по примеру православного «Союза». А то для заграничных мусульман у нас есть ежедневная и многочасовая «Аль-Яума», а для своих – только 15-минутные «Мусульмане» в несмотрибельные часы пятничного утра.

Особым и краеугольным камнем является исламская экономика. Если бы в защиту вакфов выступил не только Татарстан в лице его Госсовета и муфтия, а единый лидер и все депутаты-мусульмане в Федеральном собрании, то у этого пункта было бы явно больше оснований быть внесенным в закон. А то де-факто вакфы есть, а де-юре – нет. В эту дыру между юридическим и фактическим опять-таки просто залезть и коррупции, и экстремизму. Сегодня даже здание мечети может быть выставлено на аукцион и уйти с молотка, причем абсолютно законно. А на какие стабильные доходы содержать мусульманские учебные заведения? До революции медресе, почти все городские и многие сельские мечети имели вакфы. И не кланялись имамы и мударрисы заморским эмиссарам, а под контролем попечителей и государства разумно расходовали средства.

Поэтому в вопросах объединения главными должны стать интересы уммы. Конечно, личности лидеров и интересы регионов с большим количеством мусульман неизбежно должны быть приняты во внимание. Но здесь нужно понимать, что выгоды от объединения в итоге превысят возможные потери. Пример РПЦ МП является здесь наиболее показательным. Российским мусульманам сегодня тоже нужны эффективные менеджеры, реализующие экономические, социальные, образовательные и медийные программы. Это хорошо получалось у наших предков в Москве и Уфе, Казани и Оренбурге уже в позапрошлом столетии. Но в современном постиндустриальном городском обществе нужно намного больше средств, более совершенные технологии и высокопрофессиональные лидеры. За 20 лет российские мусульмане выстроили здания тысяч мечетей, открыли сотни мектебе и медресе, создали десятки газет и сайтов. За это мы благодарны сегодняшним муфтиям. Однако тот, кто стоит на месте, в итоге неизбежно оказывается позади. Так давайте же сделаем совместные шаги на пути единства российской уммы ради будущего себя и своих потомков!

Дамир МУХЕТДИНОВ,
главный редактор газеты «Медина аль-Ислам»

 

Всероссийская газета мусульман «Медина аль-Ислам», № 100

Материал взят с сайта www.idmedina.ru

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.