ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
10-11-10 Знакомьтесь: новый сайт «Ислам в СНГ»!

В дни празднования Ураза-байрам в интернет вышел информационно-аналитический сайт о мусульманах постсоветского пространства на русском языке. Предлагаем вам беседу с его главным редактором, политологом Дамиром Мухетдиновым.

Понятно, что у творческих людей всегда много замыслов. Но их трудно воплощать, особенно в годы экономического кризиса. Вот вопрос: как же появился сайт в таких условиях? И в чём его задача?

Хвала Аллаху, что в годы кризиса нашлись благородные люди, осознавшие важность создания сайта, который собирал бы и анализировал информацию о жизни мусульман такого огромного региона нашей планеты, как Содружество независимых государств (СНГ). Свою задачу мы видим именно как собиратели этого пространства в виртуальном поле: ищем новости и аналитику, будем проводить дискуссии, представляя максимум точек зрения, рассказывать об исследованиях учёных, возвращающих память о предках. Причём, уже сейчас над сайтом (хотя он появился пока в тестовом режиме) трудятся специалисты из разных стран СНГ и каждый из них представляет свою науку.

То есть, это не сайт конкретной религиозной организации?

Вы правильно поняли. Издательский дом «Медина» дал базу для работы, включив сайт в свой медиа-холдинг. И азербайджанский политолог Теймур Атаев, и киргизский религиовед Кадыр Маликов, и другие авторы сейчас взялись за ведение Авторских рубрик. Но это только начало. Мы привлекаем наших старых знакомых, с которыми довелось встретиться в России и в среднеазиатских республиках во время поездок и международных конференций. У нас открылись корреспондентские пункты в Кыргызстане (представитель Роман Вейцель) и Казахстане (представитель — Руслан Сулейменов), планируем в Таджикистане, Узбекистане и на Украине. Но мы продолжаем искать новых партнёров и авторов, причём, не только из СНГ, но и на Западе, на Востоке. Поскольку интернет – мировое явление, и на русском языке пишут и читают миллионы людей во всех уголках земли. Главное – чтобы наши авторы и корреспонденты были компетентны, честно, оригинально и открыто мыслили.

Автор на сайте выступает прежде всего как эксперт, аналитик. Духовная жизнь в СНГ – даже внутри исламского сообщества – чрезвычайно многообразна. Мы не ставим перед собой в качестве цели религиозную проповедь. Наша задача – объективно рассказать о текущих событиях, всесторонне осветить историю. Статус сайта, «информационно-аналитический», предполагает по возможности равную дистанцию по отношению ко всем участникам жизни мусульман в СНГ, которую мы наблюдаем.

- Но при том, желая быть отстранённо-объективными, вы сами исповедуете принцип единства уммы и с особым вниманием изучаете евразийские интеграционные силы, объединявшие Евразийский континент. Не правда ли?

Совершенно верно. Но разве здесь противоречие? Коранический завет дан на все времена и всем последователям ислама в любой точке земли. «Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!» - это богословское оправдание нашей работы. Причём, мы понимаем, что по воле Всевышнего, люди объединяются и разъединяются, строят новые государства и новые союзы... Мы все и всегда – крупицы уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Но при этом мы – граждане своих государств. После распада СССР каждая бывшая республика пошла своим путём – и наш интерес в том, чтобы показать все процессы всесторонне, уточнить роль Ислама в каждой из стран.

Но сегодня так мало мы знаем о жизни единоверцев, к примеру, в Средней Азии, или на Украине...

Наша задача – восполнить нехватку такой информации. К примеру, очень интересно и драматично возвращение крымских татар на свою историческую Родину, сложны их отношения со славянами, с православными. Напротив, почти во всех уголках России ныне есть мини-диаспоры из среднеазиатских и кавказских стран – там тоже немало интересного, а часто и проблемного.

Дагестан, Бухара, Самарканд, Казань, Бахчисарай, Уфа, Баку и так далее – все эти духовные, образовательные, сакральные центры мировой мусульманской уммы тесно связаны между собой. Процессы, происходящие в одних центрах, зачастую являются отображением тех явлений и событий, которые происходят в других. Мы все теснейшим образом исторически, географически и духовно соединены друг с другом, и потому являемся близкими соседями и родственниками. А кому из соседей и родственников не интересно, что происходит у друзей и близких, живущих совсем рядом по нынешним меркам, всего в паре часов лету?

Как бы ни менялись границы, что бы нового ни являла политика, мы все – соседи, члены единой уммы, а благодаря уникальному историческому опыту Евразии –носители специфики евразийской общности.

- То есть, всё-таки, вы пропагандируете философию Евразийства?

- Так может только показаться. Прежде всего, мы – мусульмане. И стремимся с позиций Ислама осмыслить наследие, доставшееся от предков. А вот что именно они оставили нам? Это предмет исследования и духовного осмысления. Приходим к выводу, что это в первую очередь – заповеди «религии мира» и опыт добрососедства в сложных и постоянно изменяющихся условиях.

Потенциал интеграции, который несёт в себе наша исламская община СНГ, коренится ещё в традициях империи Чингисхана, в его объединительной политической практике, в его опередившем все европейские демократии по силе толерантности и веротерпимости Законодательстве Ясы. Именно Яса дало защиту верующим и священникам всех религий и всех народов империи, именно под защитой Ясы выросла, к примеру, русская монастырская православная культура и утвердилась Московская Русь, именно под покровом Ясы созрели возможности для принятия Ислама многими народами Золотой Орды.

По сути это был зонтик, под которым поднялись самые разные традиции, а для нас самое важное – те две культурно-религиозные традиции Единобожия, которые и по сей день определяют характер европейских и азиатских стран СНГ. Это Ислам и Православие. Рядом в столь же благоприятных условиях развивался Иудаизм. Какой же вывод? А то, что все три ветви Единобожия, все три ветви великого древа Авраамовой религии жили и развивались у нас с самого раннего средневековья. Это ли не чудо? Это ли не богатство? Это ли не надежда на то, что силы объединения, силы солидарности и взаимопомощи всегда будут побеждать на великих просторах огромной империи «чингисхановского СНГ»?!

Это исторический факт, это наша цивилизационная база. Здесь важен не только фактор религиозный, но и этнический, языковой, культурный. Именно с тех пор мы представляем собой Евразийскую по географическому охвату и тюрко-ирано-славянскую по этно-культуре общность.

Вы говорите о многообразии этой цивилизации. Но разве нельзя сказать обитателям Евразии: «вы всё время ссоритесь, ходите войнами друг на друга, разделяетесь и самоопределяетесь!»

Да, таких фактов много. Но это лишь часть диалектики истории. В ответ скажу: на всякий факт разделений и вражды есть столько же фактов дружбы, единства, союзов и взаимовыручки, вплоть до языкового смешения и смешанных браков, с общими детьми. Жизнь диалектична и вбирает противоположности. В конечном счёте, все мы – именно правнуки основных этногрупп Евразии. И недаром поэт русской души Иван Сергеевич Тургенев заявил: поскреби любого русского – обнаружишь татарина! (Татарином тогда именовали любого тюрка). И, конечно, об этом можно прочитать у великого историка Льва Николаевича Гумилёва, у современных последователей великого евразийца.

Только от нас с вами зависит, какую часть диалектического единства евразийской наследственности мы выберем – отталкивание или сближение, интеграцию. Очевидно, что пульсация здесь неизбежна, самоопределение и восстановление своих корней нужно, как воздух – но лишь для того, чтобы обнаружить свою самобытность и найти её место в сложной интеграции с соседями. Диалектика требует и того и другого, равновесия, баланса традиций. Нас нельзя причесать под одну гребёнку, чем занимался, кстати, СССР, пытаясь создать утопию «новой исторической общности – советского народа».

Но нас нельзя и разлучить навек, чем занимались все наши геополитические соперники от США, Европы до Китая. Они всегда будут желать нашего разделения. Это просто их физическое свойство. Им для выживания надо нас разделять и властвовать над нами. Так что, давайте простим им эту слабость – но не дадим себя разделять и над собою властвовать!

Чем же объяснить гражданскую войну в Таджикистане, провал государственности в Киргизии?...

Анализом этих и многих иных негативных явлений и будут заниматься улемы Ислама, востоковеды, историки, этнографы, политологи и другие эксперты на сайте «Ислам в СНГ». Выскажу кратко своё видение. Есть пословица «хочешь мира, готовься к войне!» А в Исламе есть охватывающие все стороны жизни законы, если учат людей их применять, вот тогда и не будет войн. Всякая война, в том числе и среди мусульман – от забвения, от потери, от размывания этой законодательно-религиозной базы. Можно даже так сказать: чем меньше у реальных мусульман знаний о своей религии и дисциплины её применения, тем больше бед. А в чём ещё причины тех гражданских войн и смут, которые прошлись во странам СНГ в постсоветское время? Думаю, тут повинно прежде всего невежество, некультурность, забвение традиций и их искажённое толкование.

А что позитивного случилось в СНГ в последнее время, и с какими инициативами можно идти в будущее?

Опять-таки, подробно об этом на сайте. От себя лишь отмечу, что поразило решение Президента Казахстана Назарбаева довести уровень исламского банкинга в стране до 10% и открывшийся недавно (по примеру России!) Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Плодотворно прошли Год АбуХанифы в Таджикистане, акции «мировая столица исламской культуры» в Ташкенте в 2007 и Баку в 2009 году.

Инициативы ради будущего? К примеру, вспомним, что последователи Пророка Мухаммада, мир ему, появились в Дербенте и в Мавераннахре уже в 2-4 веках Хиджры, то есть в 8-10 «века от Рождества Христова». Из этих опорных точек, ставших очагами исламской учёности и цивилизационного роста, потянулись веточки в европейско-уральско-волжскую землю. Упоминание о первом медресе в Поволжье датируется 913 годом! Разве не стоит гордиться этим всему СНГ! Разве это не повод проводить в масштабах СНГ праздник мусульманского образования? Здесь налицо та интеграция науки, школы, обмена между нашими народами - явный пример для подражания и преумножения на века вперёд! И таких даров история нам оставила во множестве. Так давайте же ими пользоваться!

Беседу провёл — РОБЕРТ Нагимзянов, выпускающий редактор сайта Ислам в СНГ.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.