ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
21-12-10 Дамир-хазрат Мухетдинов: традиция татаро-казахских связей жива и среди представителей сегодняшней казахской элиты

17 декабря  на V Съезде мусульман Казахстана верховным муфтием республики в третий раз был переизбран глава Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Абсаттар Дербисали. Россию на съезде представлял спецпредставитель СМР по работе со странами СНГ Дамир-хазрат Мухетдинов. Он зачитал участникам съезда слова приветствия главы СМР Равиля-хазрата Гайнутдина. Предлагаем вашему вниманию текст выступления с небольшими сокращениями.

 

Председателю

Духовного управления мусульман Казахстана и

Совета муфтиев Центральной Азии

Верховному муфтию Казахстана Шейху

Абсаттар-хаджи Дербисали

 

Многоуважаемый шейх Абсаттар-хаджи!

 

На протяжении многих веков тюрок Волго-Уральского региона и Казахстана связывают прочные связи. Наши предки вместе входили в состав государств хунну и гуннов, Великий тюркский каганат и Золотую Орду. Вместе воевали, читали одних и тех же поэтов и богословов. В период нахождения в составе российского, а затем советского государств татары и казахи дважды были в составе Единого духовного управления мусульман. И если в 1788 г. границы округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания были высочайше начертаны в указе императрицы Екатерины, то в 1917 г. казахское духовенство и светские лидеры сами высказались за вхождение в Центральное духовное управление мусульман России. И мы должны дорожить и гордиться именно этим — свободным — волеизъявлением верующих. Верю, что наши народы и сегодня стремятся к возобновлению братских уз.

Наши страны издавна были связаны и переплетены в повседневной жизни. В стенах медресе Казани и Каргалы, Троицка и Оренбурга, Стерлибаша и Уфы еще в позапрошлом веке учились казахские юноши. Эта традиция не прекращалась до закрытия медресе Советским режимом. Не случайно и то, что в хрониках Шигабетдина Марджани «Мустафад аль-ахбар» и Ризаэтдина Фахретдина «Асар» фигурируют имамы и мударрисы, несшие свет знаний и веры в городах и кочевьях Казахстана. Их учениками были выдающиеся казахские ученые и общественные деятели — Абай и Чокан Валиханов, Байембет Майлин и Магжан Жумабаев, Султанмахмут Торайгыров. Особенно велико было влияние на казахов шейха ордена Накшбандийа Зайнуллы Расули. В городах Казахстана: Уральске, Семипалатинске, Капале существовали татарские слободы, во многом ставшие центрами городской мусульманской цивилизации края.

В Казани, Троицке, Оренбурге выходили книги и журналы не только на татарском, но и на казахском языке. Почетными членами Казанского университета еще в первые годы существования были избраны Джангир-хан и муфтий Мухаммеджан Хусаин. Чингизид, потомок ханов Букеевской Орды Салим-Гирей Джантюрин был избран в Первую Государственную Думу от мусульман Уфимской губернии. В татарских газетах и журналах «Аль-гаср аль-джадид», «Фикер», «Вакыт», «Шура» печатались статьи по истории казахов, политические программы казахских либералов. В позапрошлом и начале прошлого века браки между представителями казахской, татарской и башкирской элиты были делом обычным. Про Салим-Гирея Джантюрина трудно сказать деятелем какого народа он себя больше ощущал. Скорее всего он рассматривал себя как общего лидера нескольких братских народов. Одним из лидеров общественного движения мусульман Казани в 1912-1917 годах был Валидхан Таначев, окончивший в 1912 году юридический факультет Казанского университета. После Февральской революции 1917 года Таначев был заместителем председателя Казанского мусульманского комитета, затем стал председателем Тургайского областного казахского съезда, членом исполкома Всероссийского мусульманского совета, членом Алаш-Орды от Букеевской Орды. В 1930-е он возобновляет адвокатскую практику в Казани до ареста в 1937 году. В 1943 г. муфтий ЦДУМ Габдуррахман Расули сыграл одну из ключевых ролей в создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ).

И не случайно, что казахский поэт Олжас Сулейменов сказал, что в Казани постиг величие городской цивилизации, не утратив уверенность в величии казахской степи. Он писал: «Надолго / Влюбляюсь в этот город, / в эту Волгу». Интересно и то, что первым казыем Казахстана стал также татарин Абдулгаффар Шамсутдин. Эта традиция татаро-казахских связей жива и среди представителей сегодняшней казахской элиты. Она вселяет надежду на укрепление добрососедских отношений в новых геополитических условиях. Традиции сотрудничества мусульман наших стран продолжаются и в новом тысячелетии. В 2007 г. был заключен договор между СМР и ДУМ Казахстана. Представили наших государств регулярно участвуют в конкурсах чтецов Корана, на международных конференциях, форумах и семинарах. Поэтому пусть любовь, дружба и уважение будут царствовать в отношениях между россиянами и уроженцами казахских степей. Амин.

 

Председатель Совета Муфтиев России, муфтий, шейх 

               Равиль-хазрат Гайнутдин

IslamSNG

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.