ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
07-04-11 Выступление Абдулбари-хазрата Муслимова на конференции «Современное медресе: проблемы и перспективы»

В каком состоянии находится мусульманское религиозное образование в России, с какими проблемами сталкиваются преподаватели медресе при организации учебного и воспитательного процесса, какой должна быть методика преподавания религиозных и светских дисциплин в современных учебных заведениях – эти и многие другие вопросы обсудили участники конференции «Современное медресе: проблемы и перспективы», прошедшей 2 апреля в Саратове: преподавательский состав медресе «Шейх Саид», заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной работе, директор Нижегородского Исламского Медресе «Махинур» Абдулбари-хазрат Муслимов, преподаватель Московского исламского университета Ильдар-хазрат Аляутдинов, а также районные имам-хатыбы Саратовской области. Предлагаем Вашему вниманию текст выступления Абдулбари-хазрата Муслимова.

Использование современных технологий в среднем профессиональном мусульманском образовании

В настоящее время продолжает оставаться актуальной угроза расширения географии и учащения террористических вылазок, в основе которых лежит игра на нетерпимости по религиозному признаку. В первую очередь в этом смысле своеобразной «мишенью» является мусульманская религия и ее приверженцы. Это общемировая тенденция, актуальная и для нашей страны. Особую значимость для России этот вопрос имеет и потому, что на протяжении многих лет в нашей стране в условиях социально-экономической и политической нестабильности фактически не велась работа по подготовке кадров для мусульманских религиозных и образовательных учреждений, что создало серьезный вакуум в этой сфере. При этом многие молодые люди, придерживающиеся исламской традиции, прошли обучение прежде всего в некоторых странах Ближнего Востока, и среди них оказалось немало тех, кто подвергся мощной идеологической обработке, чуждой российским мусульманам. Все это создает серьезную угрозу безопасности Российской Федерации.

Известно, что одной из наиболее эффективных мер по улучшению ситуации и предотвращению ее ухудшения в будущем является восстановление и развитие отечественной системы мусульманского образования, чему государство на нынешнем этапе уделяет особое внимание. Среди принимаемых мер следует назвать организацию некоммерческого благотворительного Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, который аккумулирует и распределяет денежные средства, переводимые в адрес российских мусульман исламскими государствами по линии ОИК и через другие организации.

Этот вид грантов позволяет исламским вузам направлять средства на нужды по обеспечению учебного процесса: ремонт помещений, закупку учебной и религиозной литературы, техники, мебели и т. д. Несмотря на очевидный прогресс в деле развития мусульманского образования в России, остается нерешенным целый комплекс проблем концептуального плана. Среди них выделю следующие.

1. Совокупность исламских начальных, средних и высших учебных заведений по всей России не сложилась в систему, несмотря на прошедшие 20 лет с момента открытия религиозных свобод; но по-прежнему нет интегрированности ни по вертикали (по линии начальное — среднее — высшее), ни по горизонтали (между вузами различных регионов).

Что касается интеграции по вертикали, в этом направлении пионером стало ДУМЕР, которое ввело единый образовательный стандарт для начальных и средних учебных заведений (разработан Советом по исламскому образованию при СМР). Проблема в том, что большинство крупных и наиболее востребованных медресе России расположено вне территории юрисдикции ДУМЕР. Кроме того, не предусмотрена возможность продолжения образования в исламском вузе после окончания медресе со 2–3-го курса.

Медресе осуществляют образовательную деятельность по дневной, вечерней и заочной формам, причем, как правило, одно и то же медресе ведет работу по всем трем направлениям, которые имеют каждый свою специфику. Медресе выдают дипломы по специальностям: «имам-хатыб», «преподаватель исламских наук», «мугаллим», «переводчик с арабского языка», «преподаватель арабского языка и исламского этикета», «преподаватель религиозных наук». До сих пор каждое медресе само формулирует название специальности по своему усмотрению, что еще раз доказывает отсутствие единого образовательного стандарта среди средних профессиональных учебных заведений, неизменной является только «имам-хатыб». Девушки обучаются по специальностям: «воспитатель-наставница», «учитель и переводчик арабского языка», «преподаватель арабского языка и исламского этикета». Учебные заведения имеют свои библиотеки, однако обеспеченность учебной и общеразвивающей литературой для многих медресе все еще крайне неудовлетворительна.

Сегодня для улучшения общей образовательной системы можно было бы не заниматься увеличением количества, а улучшать качество медресе вошедших в недавно созданный Совет по исламскому образованию при СМР, и преобразовав некоторые из них в особые образовательные центры, специализирующиеся по определенным направлениям. В этом случае рядовые медресе готовили бы имамов и проповедников среднего уровня, а будущие арабисты или хафизы получали образование в этих специализированных центрах. В ближайшее время необходимо запустить системы вертикальной интеграции по линии мектеб — медресе — университет, иначе в ближайшем будущем могут возникнуть проблемы в образовательной сфере. Таким образом мы не сможем решить проблему обеспечения профессиональными имамами, имам-хатыбами российских мечетей. Как было озвучено на Всероссийском мусульманском совещании мечетей в стране более семи тысяч, а большинство имамов преклонного возраста.

Понимая важность и необходимость воспитания высококвалифицированных кадров (как в вопросах ислама, так и светских дисциплинах), подготовки талантливых имамов, имам-хатыбов, а также преподавателей, способных воспринимать и активно использовать все достижения информационных технологий, мы должны уделять серьезное внимание системе среднего профессионального религиозного образования (медресе), так как именно здесь расположена основная кузница кадров для наших мечетей. В дальнейшем активную и основную работу с населением проводят именно эти люди.

В качестве примера можно привести НИМ Махинур, которое, в числе немногих медресе, на протяжении нескольких лет совместно с государством активно реализует программу подготовки студентов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Практика подготовки в ДУМНО, на базе светских университетов и «НИМ Махинур», специалистов с высшим светским образованием началась уже в первые годы существования ДУМНО, когда студенты «НИМ Махинур» благодаря целевой президентской программе и рекомендации ДУМНО получили возможность учиться в лучших вузах страны — в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. И во многом это стало возможным благодаря отлаженной структуре и широкомасштабной работе ДУМНО и «НИМ Махинур». Нужно учитывать то, что студенты медресе были самыми активными участниками различных образовательных программ. В других регионах также есть серьезно сформировавшиеся медресе, активно работающие в этом направлении. Опыт новых медресе и медресе существующих с девяностых годов должен быть собран воедино и интегрирован в образовательный процесс, чтобы служить примером для всей образовательной сферы, так как медресе является учебным заведением не только дающим знание, но и воспитывающим духовных лиц, которые в будущем будут работать с прихожанами, помогая им решать многие проблемы в повседневной духовной жизни. Имам-хатыб, преподаватель медресе, обладая религиозными познаниями, должен разбираться и в светских науках, преподающимися на базе светских учебных заведений. Основная работа должна заключаться в подготовке проповедников, владеющих и религией, и культурой, и разбирающихся в светских проблемах, в том числе научных.

Сегодня почти половина прихожан наших мечетей — это молодые ребята, юноши и девушки, студенты, и поэтому в образовательной программе должны быть учтены возрастные аспекты. Наша молодежь много времени проводит в интернет-пространстве, а значит будущие имамы и имам-хатыбы должны уметь работать в этой сфере. Это одна из принципиальных задач, которые необходимо решить, поскольку даже запрещенная литература, а также экстремистские и исламофобские организации существуют в интернете, создавая ложный образ ислама. И в решении этих проблем необходимо использовать официальные учебные заведения, должны активно использовать интернет-сайты, форумы, порталы, блоги, что позволит объяснять людям ценности истинного ислама и традиции мусульман проживающих в России. При поддержке федеральной программы были приобретены компьютерные классы. Это была огромная помощь для медресе и серьезный шаг укрепления технической базы для средних профессиональных религиозных заведений. Современная молодежь уже не представляет свою жизнь без Интернета, поэтому такая помощь была просто неоценима и стала хорошим подспорьем для учебы и развития студентов.

10-15 лет назад студенты радовались одному-единственному учебнику на арабском языке, но сегодня студентов все тяжелее заманить в библиотеки, так как молодежь ориентируется на Интернет. Это необходимо учитывать при подготовке учебных материалов и ведении преподавания.

Возрождение Ислама в России идет одновременно с развитием информационного сообщества, одним из неотъемлемых атрибутов которого является сеть Интернет. Многие из мусульман являются активными пользователями сети Интернет и активно осваивают «всемирную паутину»: на сегодняшний день в Рунете действует несколько сотен развитых интернет-ресурсов, посвященных Исламу. Это порталы и блоги, сайты мечетей и медресе, интернет-магазины и социальные сети и многое другое.

Интернет является сейчас одним из основных каналов распространения информации об Исламе, ведущей площадкой коммуникаций среди мусульман, а также одним из средств для осознания ими своей религиозной идентичности. Ведь ни для кого не секрет, что российские мусульмане фактически не имеют возможности получать информацию об Исламе по центральному телевидению и радио на достаточном уровне. Исламские издания также не имеют широкого распространения среди основной массы мусульман. Таким образом, у мусульман на сегодня нет другого более эффективного и доступного информационного канала, чем Интернет. Повышается общий уровень знания о происходящем и за счет интернет-ресурсов можно повысить образовательный уровень. Интернет, помимо прочего, дает возможность широкого общественного обсуждения важных проблем.

Если попробовать дать краткую характеристику русскоязычного исламского Интернета, то прежде всего нужно отметить, что эта сфера преимущественно не является чисто коммерческой – соответственно денежные вложения в этот сектор невелики. А это, безусловно, влияет на качество ресурсов, поскольку наиболее сильные команды профессионалов не привлекаются к работе по созданию и продвижению сайтов.  Что касается общей картины Исламнета, то большинство мусульманских сайтов представляют так называемый обновленческий подход. Это значит, что они ищут пути «преломления» религиозных принципов в современном мире. В целом в исламской среде к настоящему времени уже сформировалось безграничное и самовоспроизводящееся электронное пространство, где каждый свободен публиковать свои суждения. Коран и Сунна обсуждаются на популярных форумах, что разительно отличается от ситуации, например, X века н.э., когда это было уделом узкого круга. При всей полезности у данного процесса есть и подводные камни – излишнее упрощение и вульгаризация.

Говоря об исламском Интернете, нужно также отметить, что его пользователи не являются исключительно мусульманами. Многие посетители мусульманских сайтов приходят туда, в том числе и из любопытства, и по причинам необходимости поиска информации в ходе обучения в школах и вузах для написания рефератов и курсовых работ. Не случайно, согласно данным поисковых служб, слово «Ислам» является одним из самых распространенных запросов.

В русскоязычном исламском Интернете есть немало успешных проектов, широко известных пользователям; среди лидеров назову и сайты, организованные мусульманами из Нижнего Новгорода - «Ислам в Нижнем Новгороде», «Ислам в Российской Федерации», «Ислам в СНГ». Эти сайты обновляются ежедневно, так как отражают новостной поток. Кроме того, на них выкладываются аудио- и видеоролики проповедей, лекций об исламе, какие-либо важные события. Можно упомянуть и другие сайты, такие как «Медресе «Мухаммадия», - официальный сайт казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия»; «Медресе на Поклонной горе Аль-Фатиха», - данный сайт посвящен мусульманскому образованию (в этом медресе изучаются Священный Коран, арабский язык, тафсир, хадисы и другие мумульманские науки. Также в медресе проводятся как культурные, так и спортивные мероприятия); Наш Пророк. Житие Пророка Мухаммада (проект содержит информацию о Хиджре, выдержки из наставлений Посланника Аллаха, описание нравов Мухаммада с его семьёй и жёнами, стихотворения о Пророке Мухаммаде (мир ему!) и ряд другой информации о Пророке Мухаммаде (мир ему!)); Российский Исламский Университет, - официальный сайт Российского исламского университета (РИУ) в Казани (общие сведения о РИУ, факультетах, информация для поступающих).

Мировой кризис заставил перейти на малые обороты многие сферыиндустрии, в том числе книгопечатную. Несмотря на это, Издательский дом «Медина» не только не приостанавливает проекты, начатые в предыдущие годы, но и запускает новые. Сайт idmedina.ru дает не только новости от редакции, не только рецензии или анонсы будущих книг, но практически всю напечатанную нами книжную, журнальную и газетную продукцию — для бесплатного доступа. Мы ведь преследуем не коммерческие цели, нам важнее просветительство как таковое. В начале мирового финансового кризиса мы по воле Аллаха смогли дать людям прямой доступ к огромному по объему и качественному по содержанию библиотечному фонду об Исламе. Самое главное, что ИД "Медина" выкладывает на сайты в свободный доступ учебники, которые создавались при участии НИМ "Махинур" и могут использоваться в учебном процессе.

Таким образом, благодаря Интернету наши возможности многократно выше, нежели в предшествующие эпохи, хотя многие из этих возможностей пока далеки от реализации.  Развиваются возможности дистанционного образования и межвузовского взаимодействия. Пока еще нет серьезного образовательного портала по медресе: этим вопросом занимались в Ставрополе, в Москве, в Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде, но нужно более активно подойти к этому вопросу. Несмотря на отдельные недостатки, в целом исламские религиозные и образовательные учреждения Нижегородчины во многом являются лидерами в вопросе применения современных технологий. Надеюсь, что по воле Всевышнего Аллаха нашему примеру последуют и мусульмане других регионов России на благо ислама и российской мусульманской уммы.

IslamNN



Примечание:
 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.