ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
28-04-11 Дамир-хазрат Мухетдинов: «В исламе заложен механизм эволюционного перехода на новый этап развития»

С марта 2011 года указом председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля-хазрата Гайнутдина председатель Совета улемов ДУМ Нижегородской области (ДУМНО) Дамир-хазрат Мухетдинов был назначен первым заместителем председателя и руководителем аппарата ДУМЕР. Сегодня он поделится своими размышлениями о планах работы на этом посту.

— Ас­саляму алейкум! Дамир­-хазрат, сегодня много говорится о модернизации духовных управлений мусульман. Расскажите, пожалуйста, какие первоочередные задачи вы ставите в этом направлении.

— Ва алейкум ас­салям — мир вам, милость Аллаха и Его благословение! В начале 2011 года председатель ДУМЕР муфтий шейх Равиль Гайнутдин поручил мне возглавить работу по модернизации Московского муфтията — это второе название ДУМЕР — в статусе первого заместителя и руководителя аппарата. Прежде всего, мне хотелось бы выразить искреннюю признательность и благодарность шейху Равилю­-хазрату за столь высокое доверие. За этим званием и поручением стоит огромная ответственность и большой объем работы. Я постараюсь проявить свой опыт, полученный в ходе деятельности в ДУМНО и в работе издательского дома «Медина». В этой связи хотел бы выразить благодарность и моему наставнику Умару­-хазрату Идрисову.

Реформированию подлежит сама организационная форма работы муфтията. От горизонтальной формы мы постепенно должны перейти к вертикальной, чтобы ДУМЕР был более четко структурирован и управляем. С другой стороны, региональные организации в составе ДУМЕР должны получить от центрального аппарата максимум того, в чем они нуждаются. Это методологическая, организационная, финансовая, научная помощь. Они не должны работать в отрыве от головной организации, в изоляции от развития всей российской уммы.

Мы предполагаем переформатирование самого аппарата ДУМЕР, модернизацию общин с той целью, чтобы сам аппарат, вспомогательные органы при нем и вся широта региональных организаций выстроились в цельную, скоординированную систему. В завершенном виде она должна представлять собой пирамиду, в основании которой — местная религиозная организация мусульман (МРОМ), а на вершине — муфтий. Наша задача отнюдь не иерархизация в духовном смысле, как наверняка станут пенять нам оппоненты, а выстраивание конструкции, при которой верхи максимально осведомлены о нуждах, чаяниях и проблемах низовых ячеек, а те, в свою очередь, располагают механизмом максимально оперативного доступа к руководству, максимально быстрого решения задач и проблем, реагирования на их запросы и инициативы.

— Однако вы, насколько известно, являетесь противником радикальных преобразований в системе духовных управлений мусульман…

— Это действительно так. Я считаю, что в Исламе заложен механизм эволюционного, а не революционного перехода на новый уровень развития.

Однако при этом, безусловно, духовные управления должны четко и грамотно реагировать на вызовы дня и развиваться согласно общественным нормам, в духе времени. Для того чтобы повысить уровень развития мусульманской уммы России, совершенно не обязательно что­-то рушить, уничтожать, подвергать информационному унижению и третированию, как это любят делать на отдельных интернет­-площадках молодые мусульмане­-нигилисты. Реформу духовных управлений мусульман вполне реально осуществить — для этого нужно лишь кадровое обновление и совершенствование управленческих механизмов.

Очень важно подчеркнуть, что проблема отцов и детей стала для исламского сообщества России той осью, на которую оказались нанизаны все остальные трудности. Это касается и деления полномочий в рамках одной религиозной организации, и доверия и авторитетности религиозных деятелей перед лицом простых верующих. Как известно, молодое поколение мусульман не воспринимает в качестве духовных наставников имамов советского поколения, старики в мечетях, напротив, не доверяют молодым имамам, особенно учившимся за рубежом. Нормальное, закономерное явление передачи ответственности от старшего поколения младшему у нас зачастую происходит в ситуации обострения. В этом плане очень важной для нас духовной задачей является наладить механизм передачи именно жизненного опыта, мудрости молодым от более старших имамов. Ведь что сочетает в себе эта должность — не только необходимый уровень образования, но и определенный жизненный багаж, умение вести за собой, находить выходы в трудных жизненных ситуациях. Имам — духовный ориентир, духовный маяк для современного человека, зажатого в тисках фальшивых стандартов общества потребления.

— Действительно, сегодня в числе острых проблем уммы называют отчуждение между муфтиятами и мусульманской молодежью. Ваш взгляд на проблему?

— Да, к сожалению, некоторые мусульманские религиозные организации застыли в своем развитии на уровне 1990?х годов, а попытка молодых мусульман повлиять на это воспринимается пожилыми руководителями через призму конкуренции, личной обиды. Это неприемлемо, и потому ситуация вызывает закономерное и все большее раздражение со стороны молодежи. Но и радикальный бунт молодых активистов не решит в итоге проблем — это все должны четко понимать.

Развивающиеся медиа-технологии открывают доступ молодежи к информации. В Интернете можно и арабский изучать, и книги скачивать, и видео смотреть. Это и является ловушкой для наших юношей. Они не понимают, что для хорошего образования недостаточно скачать и прочитать книги, необходим и институт наставничества, позволяющий правильно трактовать знания, быть поводырем в огромном потоке информации, зачастую противоречащей. В результате молодежь уходит в оппозицию, хочет разрушить имеющуюся систему.

Поэтому в системе ДУМЕР мы разрабатываем сегодня такие решения, как мягкая интеграция выпускников зарубежных и российских исламских учебных заведений для работы в религиозных организациях, механизмы передачи опыта, общие площадки для дискуссий и совместной работы для имамов разных поколений, которые еще и разные по своей ментальности — становление одних происходило в СССР, других — уже в Российской Федерации.

В реальности проблем перед уммой довольно много, так что работы хватит на всех. Так, ДУМЕР активно открывает новые мухтасибаты в ряде регионов и включает в свой состав отдельные региональные муфтияты. Это совершенно нормальная ситуация, потому что у Московского муфтията возможностей по развитию в некоторых вопросах больше, чем в регионах. Следовательно, будут появляться и новые рабочие места, и новые площадки для самореализации, в том числе для молодежи.

— Ранее вы упомянули об опыте работы в ДУМНО. Востребован ли он будет на новой должности?

— По воле Всевышнего Аллаха нам удалось создать одну из самых развитых исламских медиа-систем в современной России, куда входят газеты, журналы, альманахи и интернет­сайты самой разной направленности. Наша теоретическая деятельность находит свое воплощение и в ряде практических мероприятий, включая всероссийские мусульманские форумы, конференции, воплотившиеся в установление рабочих контактов с мусульманами различных регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

В нашей деятельности мы опираемся и в дальнейшем будем опираться на стабильное сотрудничество с представителями властных структур России, дипломатического корпуса, экспертного и бизнес­-сообществ, журналистами. Мы взаимодействуем с ведущими учеными Москвы (Институт востоковедения РАН, МГУ, РГГУ), Санкт­-Петербурга, Казани, Уфы, Махачкалы, других научных центров.

Я рад тому, что за годы работы у нас сложилась сплоченная команда профессионалов своего дела — историков, аналитиков, информационщиков, пиарщиков, ежедневно обновляются новости и аналитика на сайтах IslаmRF.Ru и Islamsng.com, выходит ряд печатных изданий по вопросам богословия, изучению ситуации среди мусульман России, СНГ, всего мира. Опыт нашего коллектива, инша Аллах, послужит во благо и всей российской уммы, и ДУМЕР в частности.

— С момента назначения на новую должность прошло совсем мало времени. Наверное, вы еще не успели реализовать ни один из новых планов?

— С начала нового года идет рабочий процесс выстраивания новой системы работы. Масштабные преобразования, как известно, должны быть четко и грамотно подготовлены — то есть работа идет, но она не очень заметна для публики. Но первые результаты уже можно назвать. Например, успела измениться официальная газета ДУМЕР — «Ислам Минбаре»: произошло обновление контента, значительно увеличился объем газеты, которая теперь выходит на 16 полосах. Идет работа над созданием собственного сайта ДУМЕР. Готовится план мероприятий, посвященных 700-летию принятия Ислама Золотой Ордой. Началась работа по учреждению Института исламской энциклопедии. В общем и целом процесс постепенно набирает обороты и, инша Аллах, вскоре обретет видимые черты.

В целом же вся наша деятельность направлена на реализацию идей по сохранению Отечества, межконфессионального мира в России, на благо государства и мусульман, равно как и каждого гражданина нашей страны.

IslamRF.RU



Примечание:
 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.