ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
09-12-11 Духовная составляющая Евразийской интеграции

Начиная с октября 2011 г., СМИ не прекращают обсуждать детали интеграционных процессов на Евразийском пространстве, в т.ч. их основного проекта – создания Евразийского союза (ЕАС). При этом более половины статей на эту тему в российской прессе носят откровенно негативный характер по отношению к проекту ЕАС. Можно даже вычленить в этом хоре отдельные идеологические предпочтения критиков. Тон задают проамериканские журналисты и эксперты, им вторят проевропейские авторы. Особняком стоит позиция процерковных деятелей, которые, хотя и значительно более нейтрально, но также осуждающе относятся к идее интеграции со странами СНГ, в основном по причине религиозных и этнических фобий.

Прежде чем перейти к обсуждению намеченной темы, хотелось бы более точно понять — что же такое ЕАС? На сегодня свое участие в его создании подтверждают три страны: РФ, Беларусь и Казахстан. Кроме них, заявку на участие в проекте создания ЕАС подает новый президент Кыргызстана. После приглашения этой страны ожидаемо подключение еще одного участника — Таджикистана. Все остальные страны СНГ на данный момент либо воздерживаются, либо отказываются от участия в построении ЕАС. Исключение могут составить Армения и частично признанные республики Южного Кавказа, но территориальная обособленность первой и неопределенный статус последних делает их участие в проекте проблематичным. Итого мы насчитали лишь 5 столиц, которые готовы, начиная с 2012 г., создавать ЕАС: Москва, Минск, Астана, Бишкек и Душанбе.

Описание любого государства или международного объединения принято начинать с подсчета площади и населения. Совокупная площадь стран ЕАС составляет 20348 тысяч кв. км. Поскольку Россия и без того занимает по площади первое место в мире, не будем сравнивать ЕАС с другими странами и политическими клубами. Скажем только, вспоминая красивые образы из недалекого прошлого, что ЕАС — это седьмая часть суши! Или, говоря иначе, по площади ЕАС почти приближается к размерам Северо-Американского континента (20360 тысяч кв. км., без островов). Впечатляет!

По совокупному населению — 182160 тысяч человек — ЕАС выходит на 7-е место в мире. Впереди останутся КНР, Индия, Евросоюз, США, Индонезия и Бразилия, но ЕАС обойдет Пакистан, Бангладеш, Нигерию, Японию и др. страны. Собственно, с этого показателя и стоит начать объективный анализ плюсов и минусов интеграции. По мнению критиков ЕАС, южные соседи России — не ровня нашей стране, ментально и в религиозном плане сильно отличающиеся от россиян или белорусов. Эксперты и журналисты «забывают» о ключевой проблеме РФ — демографической яме.

Так, в декабрьском номере журнала «РБК» опубликованы две противоречащие друг другу статьи, касающиеся проекта ЕАС и российской демографии. Критик ЕАС Михаил Лосев дает меткое, нарочито некрасивое название интеграционному процессу, убеждая читателей, что с азиатами Россия надолго застрянет в Азиопе. Несравненно более объективный аналитик, американский демограф Николас Эберштадт предупреждает: численность россиян сильно сокращается, необходимо срочно предпринимать взвешенные и тщательно продуманные шаги по предотвращению гуманитарной катастрофы. При этом снижение демографического потенциала — болезнь не одной лишь России, как считают сторонники теории антироссийского заговора. Аналогичные проблемы встают и перед странами ЕС, и в Японии, и в Белоруссии с Украиной. Это не отменяет главного закона развития любого общества, о чем и говорит эксперт: «Экономический потенциал России, как и любой другой страны, заключается в людских, а не природных ресурсах». Действительно, кто будет добывать ресурсы в условиях ежегодной депопуляции, обусловленной социально-психологическими особенностями нашего общества (непопулярность здорового образа жизни, проблемы в здравоохранении, высокая смертность от алкоголизма и табакокурения, депрессивное состояние целых слоев общества, включая подростков, и т.д.)?

Именно по этой причине, а вовсе не в силу антирусской заданности, российские власти на самом высоком уровне постоянно говорят о необходимости мигрантов. Откуда же их взять? Вариантов не много. Европейцы к нам не поедут, украинцы и белорусы сами находятся в такой же демографической ситуации, как и российские граждане. Китайцы? Это — выход, но лишь с тем, чтобы создать в России очаги абсолютно никем не контролируемых самодостаточных общин, со своими законами и группировками «триады», ни для кого не понятным языком и культурой и на 100 процентов ориентированных на Пекин. По здравому размышлению, бывшие советские граждане, с которыми мы прожили в одном государстве 70 лет (а до того — с их предками в составе империи), намного привлекательнее ментально чуждых нам выходцев из Поднебесной. Разумеется, это не отменяет проблему взаимоотношений мигрантов и коренного населения, обусловленную разницей в языках, религии, образе жизни. Здесь есть над чем работать — но работать грамотно, без истерик и заламывания рук. Мы должны понимать, что подходим к проблеме демографического провала 2020-х гг. в очень сложных условиях, когда даже мигрантского потенциала может оказаться недостаточным для нормального роста экономики. Поэтому ЕАС — единственный выход из ситуации.

Сторонникам охранительной идеологии, размышления которых часто не выходят за границы «Московского великого княжества» (европейской части России, закрытой от нерусских мигрантов), можно сказать следующее. Русская цивилизация изначально складывалась как наднациональная; генотип русской нации состоит из целого набора генетических маркеров, присущих народам севера и юга, запада и востока. Это значит, что русская семья исторически, на протяжении многих веков выступала в качестве «плавильного котла» относительно своих соседей. Незачем паниковать и сегодня. Через русский социум происходила и будет происходить в дальнейшем институционализация мигрантов и их окультуривание. Уже дети приехавших сюда выходцев из южных стран воспримут образ жизни окружающего населения, станут говорить и писать по-русски более чисто, чем дети коренных москвичей и петербуржцев. Оснований для алармистских настроений не существует. Есть только один нерешенный вопрос: какую религию примут потомки межрелигиозных браков — православие или ислам? Церковь пытается апеллировать в этом вопросе к интересам государства, но в данном случае совершенно незачем драматизировать. Мусульман вполне устраивает статус ислама в России как второй традиционной религии, и если не пытаться решать этот вопрос революционными методами, через обращение в «свою» религию в детских садах и школах, через Манежки и Тахриры, то сложившийся баланс между двумя великими религиями останется в РФ и ЕАС (с учетом Беларуси, потенциально — Украины и Молдовы) неизменным на многие столетия.

Надо ли бояться, что «Россия станет кормить южные страны СНГ» в ходе реализации проекта ЕАС? Ведь трудовые мигранты и без того вносят существенный вклад в бюджеты Таджикистана (31% от ВВП страны), Кыргызстана (21% от ВВП), Узбекистана, так что в Душанбе даже заговорили о создании политической партии, отражающей их интересы. Эти люди, несмотря на свой низкий социальный статус в России, по приезду домой выглядят более престижно по сравнению со своими соседями в кишлаках и поселках, в том числе хотя бы минимальным знанием русского языка и русской культуры, не говоря уже о финансовой состоятельности. Интересно наблюдать за противоречиями в российской прозападной прессе. С одной стороны, они критикуют руководство РФ за курс на интеграцию с южными странами, с другой стороны — вполне отдают себе отчет, что тот же Евросоюз ни за какие финансовые выгоды не готов расстаться с собственными южанами, весьма слабыми в экономическом отношении. Получается, что для Великобритании и Германии вполне нормально интегрироваться с банкротами — Грецией и Португалией, а для России южные страны СНГ — неподъемный груз?

Конечно, постсоветское пространство сегодня в экономическом плане не может составить конкуренцию Евросоюзу, США или Китаю. Так, совокупный ВВП стран ЕАС (2554,2 млрд. долларов) ненамного усилит их позиции по сравнению с мировыми лидерами — ЕС, США, КНР, Японии и Индии. Впрочем, для реализации этой цели те же самые прозападные эксперты и политологи в свое время приложили немало усилий. Но кто знает, какой рывок общими силами мы сможем осуществить завтра? Все южные страны СНГ — в отличие, например, от братской Беларуси — богаты полезными ископаемыми. Об этом ревнители обоих критиканствующих направлений (как западники, так и ревнители русской нации) предпочитают не распространяться вслух. Напрасно: прогнозные запасы нефти одного лишь Казахстана приближаются к 25 миллиардам тонн (12-е место в мире, что превышает показатели Катара, КНР, США и др., не говоря уже о Евросоюзе). Таким образом, совокупная мощь ЕАС по добыче полезных ископаемых (не только нефти и газа, но и руд, минералов, химического сырья и т.д.) выводит это объединение на передовые места в мире. Не это ли и пугает прозападных агентов влияния, которые через доступные им информационные каналы внушают страх и ужас перед грядущими процессами интеграции стран СНГ?

Итак, для начала нужно прекратить спекуляции по поводу будущего интеграционного процесса, и в особенности перестать пугать российских граждан «азиатской угрозой с юга». Эти страшилки, рассчитанные на недалекого обывателя, не должны сбить с толку государственных мужей. Вопрос создания ЕАС назрел уже давно, и сегодня пора переходить к реализации его практической части. Не последнюю роль в этом деле будут играть религиозные организации с их четко обговариваемой концепцией мирного сосуществования христианства и ислама. В частности, мусульманскому духовенству предстоит работать, не покладая рук, с целью воспитания и социализации трудовых мигрантов-южан в России, с одной стороны, и с целью дать серьезный, богословски обоснованный ответ религиозным радикалам внутри самих стран СНГ. В противном случае российским мегаполисам угрожает геттоизация, к тому же пронизанная сторонниками религиозного экстремизма. В этой связи инициатива муфтия Р. Гайнутдина о создании таких интеграционных органов, как Совет муфтиев и Совет улемов СНГ, поддержанная религиозными и видными политическими деятелями стран Содружества, выглядит как никогда актуальной.

Важно понимать, что эти создаваемые структуры носят принципиальное отличие от бутафорских органов, не имеющих за своими вывесками вообще ничего. Муфтий Гайнутдин не случайно воспринимается элитами и населением стран СНГ как глава не только российских мусульман, но всех приверженцев ислама на постсоветском пространстве — а именно такие оценки нам доводилось слышать в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане. В этом плане показательны откровенные суждения нового президента Кыргызстана А.Ш. Атамбаева, сказавшего, что эта республика намерена развивать сотрудничество с Советом муфтиев России как с мусульманской структурой, наиболее авторитетной и имеющей за спиной множество реально осуществленных проектов. Только недальновидные люди могут полагать, что мусульмане стран СНГ, а тем более лица, принимающие решения, ничего не знают о происходящих на российском мусульманском пространстве событиях. А те, кто имеет полное представление о сути этих событий, вполне способен самостоятельно отличить настоящих игроков от виртуальных клонов. Как сказал президент Д.А. Медведев на последней встрече с муфтиями в Уфе, «мы заинтересованы в том, чтобы авторитет мусульманского духовенства был высок не только в России, но и в мире». В этой связи наши прогнозы однозначны: никакой другой муфтий, кроме Р. Гайнутдина, не будет иметь возможности возглавить интеграционные процессы мусульман в ЕАС и СНГ, не говоря уже о представителе какого-то другого, несуннитского направления ислама.

В этой связи на повестке дня все более четко встает вопрос о главном мусульманском духовном центре в самой России. Для осуществления рывка в отношениях с мусульманами из СНГ необходимо, прежде всего, упорядочить внутрироссийскую мусульманскую жизнь. Российскому государству для налаживания конструктивных связей с соседями по СНГ нужен единый мусульманский центр и единый исламский лидер, как нужна была в интересах всего общества в начале 2000-х гг. единая Русская православная церковь. Логика действия российского руководства по созданию лояльной государству, социализированной мусульманской общины (проекты, реализованные во времена президентства В.В. Путина: создание специализированного фонда, президентской программы подготовки кадров с углубленным знанием ислама, программы сотрудничества министерства образования с исламскими вузами и пр.), требует завершить все это движение объединением российских мусульман. Ведущие представители мусульманской уммы желают этого уже давно, и дело застопорилось вовсе не из-за позиции муфтиятов. В том, как быстро все наши религиозные мусульманские структуры переформатируют свое участие в различных объединениях, мы убедились лично на живых примерах за последние три года. Нужна лишь политическая воля тех лиц, кто понимает, в каком направлении они двигают Евразийскую интеграцию, потому что без учета духовной составляющей огромных масс людей любые экономические проекты обречены на неудачу.

Дамир Мухетдинов, политолог
Дамир Хайретдинов, историк

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.