ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
07-06-12 Выступление Абдулбари Муслимова на научно-практическом семинаре «Рухи мирас»

Предлагаем вашему вниманию текст доклада заместителя председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Абдулбари Муслимова на VIII научно-практическом семинаре «Рухи мирас» 6 июня 2012 года в Нижнем Новгороде:

«Мы живем в то время, когда с каждым днем возникают все новые технологии, новые устройства, новые компьютерные программы и игры, новые гаджеты. Наши дети хватаются за все новые высокотехнологичные игрушки. В школе в ходе бесконечных трансформаций образования появляются новые предметы. Все это замечательно. О теле и о мозгах подумали, только как же о душе? Люди всегда стремились передать своим детям не только определенный набор знаний, но и определенный моральный кодекс, определенную модель нравственности, то, что во всем мусульманском мире называется словом «адаб». Ребенка должны были научить тому, что есть добро и что есть зло, что есть справедливость и несправедливость. В качестве образцов для поведения в досоветский период выставлялись пророки и правители, а позднее богословы, ученые, литераторы, те, кого в России называют «властителями дум». Вспомните наше советское детство. Литературные и реальные Павка Корчагин, Алексей Мересьев, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов своими подвигами будоражили нашу совесть, говорили о том, что нужно быть готовым бороться и «жизнь отдать за Родину свою». В ежедневном труде на благо Родины мы знали о трудах Алексея Стаханова, горьковчане гордятся именем Александра Бусыгина, чьи имя стало символом ГАЗа, символом расцвета советской автомобильной промышленности.
Однако уже к концу советской эпохи появились новые «герои»: братки и интердевочки, а затем герои «капиталистического труда», правда герои российские. Они не создавали телефонные сети как Александр Белл или конвейер как Генри Форд или Apple как Стив Джобс, они воспользовались плодами всеобщей «прихватизации». Я ни в коей мере не собираюсь утверждать, что в России нет достойных бизнесменов, но, что они создали качественно нового? Поэтому в глазах наших детей успех это не открытия, не новые технологии, а роскошный особняк, прислуга, золотая кредитная карточка, роскошная иномарка, турпоездки по всему миру. Все это признаки общества потребления, не имеющие ничего общего с морально-нравственными основами наших предков.
Я не призываю к бедности и аскетизму, но общество всеобщего потребления породило тот самый глобальный экономический кризис, вторая волна которого охватывает весь мир. При этом больше всего этот кризис задевает интересы молодежи. В Испании молодежная безработица превысила 50%, в Италии, Ирландии, бывших республиках Советской Прибалтики 30%. Вот таков тот реальный мир, в котором оказалась современная молодежь. Программы экономии бюджета, урезания, социальных расходов касаются прежде всего сферы образования, бизнес также не хочет вкладываться в расширение производства, в подготовку новых работников. Как отвечает молодежь на отсутствие перспектив на будущее? Классическим случаем здесь являются революции в арабском мире, где преимущественно безработная и низкооплачиваемая, но образованная молодежь сыграла ключевую роль в крушении режимов в Тунисе, Ливии, Египте. По всей Европе особенно в Средиземноморье идут выступления молодежи, особенно учащихся. Ограждены ли мы от активности молодежи непроницаемым барьером? Посмотрите на активность ультраправых движений, прежде всего, в русской среде и на активность экстремистов среди молодых мусульман. И те и другие перешли к систематическим убийствам. Конечно, причины, особенно для мусульман Северного Кавказа, ищут преимущественно в экономической сфере. Но в этих регионах никто не страдает от голода, а дома в аулах Кавказа обычно более чем превосходят дома в обычной деревне Нижегородчины. Люди там живут в среднем более обеспеченно, чем в средней полосе России. Русские неофашисты, совершающие убийства, преимущественно являются уроженцами столиц, а не депрессивных моногородов и деревень.
Поэтому, несмотря на кризис, проблема, прежде всего, в головах людей. Да, молодой человек, должен уметь защищать свои права и бороться за место под солнцем, но не путем насилия. В России в ближайшее десятилетие каждый год будет освобождаться около миллиона рабочих мест. Поэтому новое поколение имеет гораздо больше шансов добиться успеха, получив хорошее образование и выстроив грамотные, уважительные отношения с людьми старшего поколения. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость, прежде всего, в возвращении в образование воспитательного элемента. Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) являются той дисциплиной, которая сегодня поможет педагогам осуществлять и воспитательное воздействие на детей. Мы должны осознавать, что социализация подрастающего поколения сегодня проходит в крайне враждебной информационной среде. Базовые ценности устанавливаются, зачастую, даже в противовес влиянию семьи и близких, исключительно с помощью тех образов, которые дети видят на экранах телевизоров и в интернете. Картины насилия, бунтов, революций, картины реальные и воображаемые – вот что видят наши дети с экранов телевизоров и мониторов компьютеров и других устройств. Культ индивидуального успеха, героя, не уважающего коллектив, отрицающего его ценности, признающего (и то не всегда) только стандарты современной западной цивилизации – вот та новая жвачка, которая липнет к нашим детям с десятков миллионов устройств в России.
Меняющаяся культурная и социальная среда не только снижает уровень социализации подростков, но и увеличивает их конфликтность с представителями других социальных, возрастных и культурных групп. Сегодня дети не могут общаться между собой, они обычно устраивают состязания не по уровню ума, силы и или ловкости, а по тому, чей Айпад или Айфон дороже, а затем и чья косметика, шуба или машина дороже. Это путь в тупик! Поэтому сейчас проблемой становится не только снижение уважения к собственной культурной традиции, но и к старшему поколению, которое эту традицию собой олицетворяет. Восстановление взаимоотношений между поколениями также во многом возможно с помощью формирования у подростков культурных ориентиров.
В этой связи ОРКСЭ – это первый шаг на пути к формированию целостного восприятия действительности у детей и формирования целостной картины мира. Знание детьми основ собственной культуры и основ общежития в современном обществе будет одним из сильнейших факторов формирования устойчивой традиции – это как раз то, в чем сегодня наблюдается дефицит, как в российском обществе, так и в российской умме.
За семь десятилетий Советского режима мы утратили традиции религиозного образования и воспитания. Большевистский режим фактически одновременно ликвидировал Нижегородскую духовную семинарию и медресе в Канавино. В 1990-е гг. практически одновременно произошло воскрешение Нижегородской духовной семинарии трудами митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая и создания медресе «Махинур» председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар-хазратом Идрисовым. Так что дело религиозного просвещения в нашем крае должно как и раньше идти рука об руку.
Как в православных, так и мусульманских кругах ставится вопрос: почему не вернуться к модели царской России и не восстановить преподавание Закона Божьего? Однако нельзя забывать, что Россия по Конституции является светским государством, где церковь отделена от государства и школа от церкви. Сейчас в рамках курса ОРКСЭ существуют шесть основных модулей. Два из них являются внеконфессиональными: основы светской этики и основы мировых религий. Четыре связаны с преподаванием традиционных религий России. Какой из них выбрать? Мы видим, что в этнически однородных регионах, в сельской местности и малых городах преобладают основы конкретной религии. В мегаполисах и этнически смешанных регионах обычно выбираются два светских модуля. Я думаю, что это неслучайно. Сегодня российские города становятся все более многонациональными, все чаще мигранты особенно с юга, остаются здесь на постоянное местожительство. Какова ситуация у коренных народов Поволжья и Приуралья. С 2002 г. по 2010 г. за восемь лет между переписями сократилось число не только русских, но и всех 6 титульных народов республик Приволжского федерального округа в общероссийском масштабе. В ПФО незначительно увеличилась только численность татар в Татарстане и Башкортостане.
Да, в этническом отношении Нижегородская область является самым однородным регионом Приволжского федерального округа, где русское население составляет 95% (в самом ПФО около 70%). Но нельзя забывать, что Нижегородская область является административным центром Приволжского федерального округа, в котором концентрируется значительная часть мусульманского населения России. При этом, численность населения самой Нижегородской области сократилось с 3 719 614 в 1989 г. до 3 524 028 в 2002 г. и 3 310 597 в 2010г., т.е. более чем на 400.000 (более 10%) за 20 лет. И это при росте населения преимущественно мусульманских Башкортостана (4 072 тыс. в 2010г.) и Татарстана (3.780,6 тыс. в 2010г.). Поэтому рост населения области прежде всего в лице Нижегородской агломерации вероятно будет связан со все большей миграцией с Юга. Это мы видим на наших улицах каждый день. Да и сейчас мусульмане ПФО составляют не только 40% всей российской уммы, но и более пятой части населения ПФО, причем седьмая часть населения округа не только идентифицирует себя как татар, но и признает владение родным языком. Поэтому знание религиозных и культурных традиций друг друга только поможет всем нам.
Нельзя забывать, что христиане и мусульмане уже более тысячи лет сосуществуют на волжских и окских просторах. Наиболее принципиальные моменты этого формирования российской государственности были изложены президентом В.В.Путиным в ходе выступлении на торжественном собрании, посвященном 1000-летию Казани 26 августа 2005 года: «Великая река Идель – Волга как древний торговый путь издавна соединяла народы…
По мере же становления и укрепления нашего единого, общего государства, Россия, развиваясь как многонациональная страна, смогла органично интегрировать богатейшее наследие Поволжской земли, или, как говорил Лев Гумилев, «великой степной культуры»…
Больше того, строя прочные и долговременные отношения с Казанским ханством, русские правители начали вполне осознанно формировать Россию как интегрированную евразийскую державу.
Подчеркну: здесь, в Поволжье, больше чем где-либо видна роль России как моста, связующего две великие цивилизации – европейскую и азиатскую. Здесь особенно понятны все сложности и все приобретения многовекового диалога и синтеза двух богатейших культур».
Поэтому нам есть, что сохранять и приумножать.
В практическом плане работа Духовного управления мусульман Нижегородской области является образцом поиска адекватной системы воспитания молодежи для текущей исторической эпохи. Совершенствуя воспитательные и институциональные подходы к формированию системы исламского образования, мы сегодня можем сказать, что наш опыт может и должен быть востребован при реализации общеобразовательных программ в средних школах. Система мектебе – медресе – институт, созданная в Нижнем Новгороде уже сейчас дает хорошие результаты, которые отражаются на деятельности духовного управления, общем уровне взаимодействия мусульман с органами власти, конструктивности взаимоотношений уммы с российским обществом. Мы намерены продолжить этот опыт.
Среди предложений, которые бы хотелось озвучить в рамках продолжения сотрудничества Духовного управления мусульман Нижегородской области с Нижегородским институтом развития образования и органами государственной власти области:
- организация текущего мониторинга реализации проекта внедрения ОРКСЭ в учебную программу общеобразовательных школ со стороны органов власти, общественности и религиозных организаций;
- организация дополнительных курсов для преподавателей ОРКСЭ для разрешения особых случаев и возможных проблем при прохождении учениками программы;
- формирование банка данных ответов на вопросы (проблемы), возникающие в ходе внедрения ОРКСЭ в учебную программу;
- организация дополнительных занятий по желанию школьников и их родителей в религиозных центрах (мечетях, церквях, синагогах и т.д.);
- организация курсов для мигрантов-мусульман по проблемам адаптации в российском сообществе.
Спасибо за внимание.



Примечание:
 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.