ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
14-06-12 Вячеслав Романовский: «Мы должны уйти от противопоставления культур»

6 июня в стенах Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского состоялся VIII научно-практический семинар «Рухи мирас», в рамках которого обсуждались вопросы введения в школьную программу «Основ религиозных культур и светской этики». На вопросы сайта IslamNN по поводу этого важного шага в российском образовании согласился ответить заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин НИРО, доктор исторических наук Вячеслав Романовский.

Вячеслав Константинович, многие воспринимают введение «Основ религиозных культур и светской этики» как некий факультатив, за который не ставят оценки, соответственно который не слишком важен.
Во-первых, стоит отметить, что введение в школьную программу курса «Основ религиозных культур и светской этики» это длительный и трудоемкий процесс, который инициирован высшим руководством страны. И речь идет не о факультативе, а об обязательном учебном курсе, который вводится во всех образовательных учреждениях страны. Цель и задачи этого курса – духовное воспитание личности учащегося, а процесс формирования духовности невозможно определить отметками. Но безотметочный характер курса не означает отказа от оценивания учебной деятельности детей. Опытный учитель всегда найдет немало способов оценить работу или участие детей в учебном процессе.
Во вторых, Концепция, структура и содержание комплексного учебного курса разработаны Министерством образования и науки в русле реализации поручения Президента России от 2 августа 2009г. и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. Проделана значительная работа по разработке и выпуску соответствующих учебных и методических пособий по новому предмету. Предмет проходил в 2009-2010 и 2010-2011 учебных годах апробацию в 19 регионах страны, и в целом положительно принят педагогами, учениками и их родителями. Все это свидетельствует об очень серьезной роли, которую отводит российское руководство «Основам религиозных культур и светской этики» в образовательном и воспитательном процессе.
Каким образом возможна реализация столь масштабных перемен в достаточно консервативной модели российского образования? Как возможно получить такое большое количество педагогов по предмету, который вряд ли можно сопоставить с каким-либо из имеющихся в школьной программе?
Подготовка кадров для преподавания ОРКСЭ – одна из важнейших проблем введения нового курса. В Нижегородской области эту работу осуществляет Нижегородский институт развития образования. Мы понимали, что времени для подготовки педагогов к данному предмету не так уж и много, а подготовить необходимо 1300 педагогов. Поэтому в основу повышения квалификации педагогов по курсу ОРКСЭ была положена разработанная в НИРО каскадная модель курсовой подготовки, состоящая из нескольких этапов или «шагов». Первый этап состоял в организации в феврале-марте 2012 года курсовой подготовки муниципальных команд в объеме 72 часов в составе специалиста районного управления образования, методиста, руководителя образовательного учреждения и двух учителей-тьюторов. Основная задача муниципальных команд - разработать проект введения и сопровождения курса ОРКСЭ в масштабе района. Проекты готовились на курсах, и каждая команда защищала свой проект по завершении курсовой подготовки. Второй этап был нацелен на обучение учителей-тъюторов, необходимых для участия в курсовой подготовке основной массы педагогов по ОРКСЭ. Они начали обучение в составе муниципальных команд, затем продолжили и завершили тъюторскую программу в объеме 144 часов в апреле. В настоящее время проходит третий этап подготовки кадров для ОРКСЭ. НИРО организует на базовых площадках районов и проводит с участием учителей-тъюторов курсы повышения квалификации для педагогов, которые 1 сентября 2012г. начнут преподавание нового предмета. В подготовке педагогов для ОРКСЭ принимают участие и представители традиционных конфессий Нижегородской области. Пользуясь случаем, выражаю огромную признательность руководству ДУМНО и персонально Абдулбари Маратовичу Муслимову за активное участие в курсах повышения квалификации педагогов по ОРКСЭ и совместную работу. Такая работа приносит пользу всей системе образования и подрастающему поколению.
Будет каким-либо образом НИРО помогать педагогам, преподающим ОРКСЭ?
Безусловно, руководство и сотрудники Нижегородского института развития образования ставят перед собой задачу оказания методической поддержки педагогам, которые будут преподавать новый учебный курс. Эта поддержка будет оказываться через Методический портал по ОРКСЭ, который уже сегодня действует, помогая учителям-тъюторам в обучении коллег. Он содержит значительный объем учебных и методических материалов, необходимых для преподавателя ОРКСЭ. Кроме того педагоги могут через него задавать вопросы и получать на них квалифицированные ответы. Наряду с этим планируется создание Методического совета пол ОРКСЭ. В этом объединении будут сотрудники НИРО, педагоги от районов и обязательно представители от религиозных объединений Нижегородской области. Совет будет заниматься экспертизой учебных, методических материалов, поступающих от учителей ОРКСЭ из школ и районов. Таким образом учительские разработки по ОРКСЭ могут использоваться в образовательной практике только по рекомендации Методического Совета. Лучшие разработки мы будем рекомендовать в Научно-методический экспертный совет НИРО.
Каким должен быть преподаватель «Основ религиозных культур и светской этики»?
Преподаватель ОРКСЭ должен владеть профессиональными компетенциями, обладать не только необходимыми знаниями, но и умениями, навыками организации современного урока с использованием инновационных педагогических технологий. Особенно важно, чтобы педагог в преподавании ОРКСЭ опирался на культурологический подход, на основе которого религия рассматривается и объясняется, прежде всего, как культурное явление, как неотъемлемая часть культуры. Учитель не должен себя идентифицировать с какой-либо верой, то есть фактически являться проповедником тех или иных взглядов. Или высказываться критически о какой-либо религии. В системе образования мы должны максимально объективно давать материал детям, необходимо уходить от противопоставления культур и религий. Это будет являться залогом конструктивных отношений между педагогами, учениками и их родителями. И конечно учитель, преподающий ОРКСЭ, должен обладать важными личностными качествами, которые не давали бы повода детям усомниться в том, что поведение учителя расходятся с его же словами, произнесенными на уроках. Очевидно, что уроки-диалоги, уроки-размышления, уроки творчества в рамках ОРКСЭ могут быть успешны только на основе доверии ребят к учителю, на его моральном авторитете.
Большое спасибо, Вячеслав Константинович, за интервью. Оно было крайне информативным и полезным для всех нас.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.