ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
23-08-12 Из путевых наблюдений… О людях татаро-мусульманского юго-востока Нижегородчины

С помощью Духовного управления мусульман Нижегородской области и Московского муфтията (куратор проекта – Дамир-хазрат Мухетдинов, зам. муфтия России Равиля Гайнутдина, кандидат политических наук)  мы провели анкетирование среди татар-мусульман нашего региона. Хотелось знать, как после длительного  периода господства атеистической идеологии  идет процесс утверждения мусульманской духовности, что сохранили в памяти жители татарских деревень и сел о религиозности своих отцов и дедов, живших в советские времена. Экспедиция пришлась на время Священного месяца – Рамадана.

Студент факультета международных отношений Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского  по имени Ринат с ветерком домчал нас от Нижнего Новгорода до селения Большое Рыбушкино. Мы оказались в гостеприимном доме мухтасиба Хариса-хазрата Исмаилова и его жены, доброжелательной Рамили. Этот дом впервые открылся  для нас, группы нижегородских историков, еще в 1999 году, когда писалась книга «История татарских селений Большое и Малое Рыбушкино». Результатом той работы стала книга,  спонсированная известным бизнесменом, рыбушкинцем Мансуром Садековым.

Впереди нас ждало интересное общение…. Знакомство с разными людьми и разными судьбами…

О некоторых из них наш рассказ.

1. Жизнь как служение.

Самые теплые впечатления у участников экспедиции остались от пребывания в доме Хариса Зиннуровича Исмаилова (1967 г.р.) – имама мечети Абдул-Хамида с.БольшоеРыбушкино, с февраля 2012 г. имама-мухтасиба Нижегородской области. По материнской линии род Исмаиловых ведет свое начало от первооснователя Б.Рыбушкино – Аллагулы Бокаева (к. XVI – нач.XVII вв.). Предки Исмаиловых по преимуществу жили в Большом Рыбушкино: дед (по линии отца) – Абдулла (1890 – 1974) – происходил из крепкой середняцкой семьи, торговал в Петербурге и Большом Рыбушкино. А через бабушку (по материнской линии), Гулянвяр Ахметжанову (умерла в 1914 году), род Исмаиловых был связан с кланом большерыбушкинских имамов Ахметжановых, а также с семействами из соседнего Малого Рыбушкино. 

Мухтасиб Харис Исмаилов с женой Рамилей (с.Большое Рыбушкино)Родители мухтасиба были колхозниками: отец – Зиннур Абдуллович (1935-2002) – комбайнер, мать - Рамиля Арифуллова (1939 г.р.) – разнорабочая. В 1990 г. Харис Исмаилов женился на жительнице Малого Рыбушкино Рамиле Аймалетдиновой (1971 г.р.). Нынешняя дружная семья Исмаиловых – это трое детей Харис-хазрата – Вялидэ (1991 г.р.), Рушан (1992 г.р.) и Али (2002 г.р.), а также мама, сестры и братья, которые, несмотря на жизненные перипетии, всегда стремятся в родной дом и свято чтят память предков. Семью мухтасиба во все времена отличали удивительная сплоченность и уважение к знанию. Многие из Исмаиловых с детства были увлечены чтением, а взрослые давали детям живой пример достойного, высоконравственного поведения. По словам имама, «к бабушке, Гулянвяр, за советом приходили люди со всей деревни, ее отличало глубокое знание основ ислама, душевность и исключительные личностные качества». Семейство Исмаиловых до настоящего времени считается в Большом Рыбушкино одним из наиболее грамотных, авторитетных.

Мухтасиб Харис Исмаилов в полной мере является продолжателем славных семейных традиций. После 8 класса он окончил с  отличием Перевозский строительный техникум, затем, два года отслужив армии, заочно обучался в Горьковском архитектурно-строительном институте. А в феврале 1998 г. принял решение, которое серьезно изменило его судьбу: он решил овладеть религиозными знаниями и поступил учиться в нижегородское медресе «Махинур». Вскоре, в сентябре 1998 г. перевелся в Московский исламский колледж, где обучался в течение четырех лет. Стажировался в Сирии, дважды ходил в хаджж (1999 и 2005 гг.).

Свою задачу, как мухтасиб, Харис Исмаилов видит в приведении религиозных практик в соответствие с шариатом, решении хозяйственных вопросов (оформлении земельных участков под зданиями мечетей). Летом 2012 г. по инициативе ДУМЕС и при поддержке имамов в нижегородских татарских деревнях были организованы летние учебные исламские лагеря. В них отдыхали дети из 17 деревень. Московские мугаллимы преподавали основы ислама, проводили различные соревнования. При поддержке местных меценатов состоялся веселый спортивный праздник, победители которого – команда из с.Семеновки – получила ценные призы.

Как мухтасиба, да и просто думающего, неравнодушного человека, Х.Исмаилова беспокоит типичная для многих исламских регионов кадровая проблема. В настоящее время молодые (в возрасте около 30 лет) муллы работают только в Сафаджае и Карге. Во многих селениях Нижегородчины этот вопрос решается за счет привлечения образованных людей среднего возраста (около 50 лет), выходцев с юго-востока, которые жили и работали в Москве. Они, чувствуя привязанность родной земле и осознавая свое духовное призвание, получают специальное образование и возвращаются в родные места, становясь имамами. Подобная ситуация характерна для  Чембилея, Петрякс, Медяны, Большого Рыбушкино, Ключищ.

Харис-хазрат является весьма уважаемым и авторитетным духовным лидером. В своих проповедях имам затрагивает вопросы вероучения, освещает нравственно-этические  и актуальные общественно-политические вопросы. По его мнению, помимо религиозных праздников, для всех российских мусульман «День Победы был и остается особо почитаемым, сакральным праздником, несмотря на его светский характер». Не только в Рыбушкино, но и во всех деревнях мусульмане в молитвах поминают всех предков, пострадавших в разное время от репрессий.

Позитивные тенденции, которые отмечает он, как религиозный деятель, это рост уровня религиозных знаний, снижение количества сельчан, употребляющих спиртные напитки, активное участие в религиозной жизни женщин и молодежи. Например, мечеть Абдул-Хамида в день джума-намаза посещают от 20 до 40 женщин, многие из которых приходят в мечеть со своими детьми. Можно полностью согласиться с мнением Хариса Исмаилова о том, что у ислама на Нижегородской земле есть будущее, так как за два последних десятилетия религиозное воспитание во многих татарских семьях становится нормой. А это – один из ключевых элементов в воспроизводстве исламской традиции.

2. О семье Абдуллиных из татарской деревни Овечий Овраг

В Овечий Овраг мы добираемся с помощью водителя Адипа Ахметовича Хусаинова, большерыбушкинца, 1962 г.р. Он – не только водитель, но и азанчей большерыбушкинской мечети.

Семья Абдуллиных (Овечий Овраг)Абдуллины Загир Абдулович (1942 г.р.) и Садия Умяровна (1946 г.р.) – люди образованные, грамотные, знающие. Оба – выпускники Арзамасского педагогического института, всю свою жизнь посвятившие образованию и просвещению.

Загир Абдулович прошел путь от учителя русского языка и литературы до завуча, а затем директора Овечьеовражской школы (1979-1988 годы). Сегодня этой школы нет, её закрыли – и это общая тенденция  для малокомплектных школ области. Но то время, когда школа существовала, было временем постоянной  работы учителей по повышению уровня образования жителей Овечьего Оврага.

Садия Умяровна – родом из Чембилея. С 27 лет живет в Овечьем Овраге. За спиной большой опыт работы в школе учителем математики: сначала в Чембилеевской – 9 лет, затем в Овечьеовражской.

Абдуллины вырастили троих дочерей, все они получили высшее филологическое образование и работают в Нижнем Новгороде.

Загир и Садия Абдуллины – люди мусульманской традиции, поэтому, несмотря на работу в светской школе, они хотели бы видеть расцвет религиозной жизни в родном Овечьем Овраге. Они помнят времена, когда образование их родители получали в медресе. Мама Загира постигала  арабский язык, в доме были книги религиозного содержания. Широко праздновались Курбан-байрам и Ураза-байрам, на Маулюд приглашали к себе гостей.

Мечеть в Овечьем Овраге. О.Н.Сенюткина и А.ХусаиновС уважением Загир Абдуллин говорит о своих учителях – Иване Герасимовиче Капалыгине и  Мансуре Закиевиче Хафизове.

Несмотря на возраст, Абдуллины – люди современные, они смотрят на мир широко: этот мир открыт для них, и частью этого мира являются татары.

Например, уроженец Овечьего Оврага Фатех Давлетбаев был муллой одного из эстонских «приходов», его сменил сын – Рашид Фатехович Давлетбаев. И Загир Абдуллин едет в Эстонию, знакомится с местными мусульманами, посещает их кладбище, чтобы вспомнить земляков, основателей общины.

Загир Абдулович не замыкается только на необходимости знания татарского языка. Да, татарский язык – его родной язык, он хочет, чтобы его дети и внуки в совершенстве владели им – и  не только в его мишарском варианте, но знали и литературный татарский язык. Вместе  с тем, он говорит: «Татарский язык нужен. Русский язык обязателен», понимая, что нижегородские татары – неотъемлемая часть многоэтничной России.

Садия Умяровна говорит о своей душевной близости к Казани: «Казань нам всего ближе, душевнее».

3. Абдуллина Сания Абдулбяровна (1930 г.р.)

Живет в деревне Овечий Овраг с 1950 года, всю жизнь проработала фельдшером-акушеркой. За время работы приняла роды у 573 матерей:  дети обычно рождались здоровыми и вырастали до взрослого возраста. С 1960-х годов детской смертности не было.

Это легко сказать, но, если вспомнить, в каких условиях рожали женщины, приходившие к ней, становится не по себе.  Роды она принимала, как правило, на дому – в небольших домах, где не было ни горячей воды, ни стерильного инструмента, ни даже перчаток для акушерки. В холодное время года потолок в доме был весь в инее. За чайной водой ходили за 3 км от селения. В селении не было ни света, ни газа.

Помогали принимать роды повивальные бабки. «Рождение ребенка всегда было праздником», - говорит Сания-апа. После того, как ребенку промыли глазки, садились пить чай: «бебей-чай». И как вкусно было съесть кусок хлеба грубого  помола с медом после тяжелой работы. Даже в самые голодные года выставляли на стол мед и сливочное масло.

Абдуллина Сания Абдулбяровна (Овечий Овраг)Когда Сания Абдулбяровна начинала работать, в Овечьем Овраге жило примерно 2 тысячи человек. Принимала до 40 рожениц в год, позже, особенно с 1970-х годов, их становилось все меньше. Женщины не всегда верили медицине, опасались прививок, поскольку у детей часто от них поднималась температура. Традиционно они надеялись на Аллаха и говорили: «Бог не допустит – и мы болеть не будем». Со временем в селении исчез тиф, исчезло бешенство, редко наблюдалась корь.

У этой героической женщины корни на нижегородском татарском юге: отец - из Красной Горки, мама - из Камкино. Но родители были репрессированы по статье 58, как враги народа. Сания после ареста родителей  была разлучена с братом – даже проститься не дали. Она оказалась в Ибресинском детдоме Чувашии, недалеко от Канаша.

Как ни трагична ситуация, у Сании остались самые теплые воспоминания о детском доме. Им всегда внушали, что главное в жизни – честь и достоинство. 70 детей, живших в Ибресинском детдоме, чувствовали постоянную заботу. Со слезами на глазах Сания Абдулбяровна говорила о том, что воспитатели никогда не позволяли себе взять хотя бы небольшую часть еды, предназначенной детям, хотя самим приходилось несладко – и их собственные дети порой оставались без куска хлеба. В 1946 году вернулась из ГУЛАГа мама – Зоя Хакимовна Аблязова. Сания смогла окончить Канашскую фельдшерскую школу, а затем и Казанский медицинский институт.

Именно мама пыталась учить дочь в те советские времена, когда  это не поощрялось, азам мусульманского вероучения, приобщала к мусульманской культуре. И хотя Сания Абдулбяровна не знает глубоко содержание Священного Корана, её жизнь на благо людей вполне вписывается в понимание мусульманской традиции – помощь людям, поддержка тех, кто реально нуждается в сострадании.

4. Хасянов Ахмет Атауллович – азанчей второй соборной мечети деревни Красная Горка (Сафаджай)

Имам Шамиль Сабитов (справа), Вафа Абдуллович Камалетдинов (слева) и О.Н.Сенюткина (в центре))Ахмет Атауллович Хасянов родился в 1932 году. В семье, кроме него, было еще трое детей. В 1937 году, когда Ахмету было всего 5 лет, арестовали его отца, муллу одной из сафаджайских мечетей, дважды хаджи.  Тогда же прошла волна арестов мулл других мечетей.

Несчастным детям, которых не могла прокормить мать, пришлось жить на милостыню. Когда Ахмет подрос, он вступил  в  колхоз и стал работать, как и большинство его односельчан. Но книги религиозного содержания бережно хранились в доме. Их чудом не забрали чекисты – и приходилось прятать их от посторонних глаз во  избежание неприятностей. Хотя сафаджайцы просили в послевоенный период почитать эти книги, когда были сложности с религиозной литературой, делалось это с оглядкой на местную власть.

Мама Ахмета, Хайрибе Хасянова, была из семьи муллы (однофамилица мужа). Будучи абыстай, она помогала всем нуждающимся, учила детей религиозной грамоте. Первый её муж и её брат были ишанами.

Сейчас азанчей Хасянов помогает мулле второй соборной мечети Шамилю Наиповичу Сабитову во всех делах, связанных  с развитием «прихода».

5. Вафа Абдулович Камалетдинов из Сафаджая (Красная Горка)

Вафа Абдулович (1949 г.р.) – человек светский, образованный. В недавнем прошлом -  председатель сельсовета села. Он родился в семье, где, как в любой татарской семье того времени, было много детей. Он был пятым по счету или третьим из тех детей, кто выжил, а не умер в  младенчестве.

Вспоминая религиозные практики в Сафаджае во времена его детства, Вафа Абдулович, рассказывал, что его семья   поддерживала религиозные традиции. Отец по четвергам сажал детей за стол и читал молитву. По  пятницам совершал джума-намаз. Его приглашали, как знающего человека, в семьи, если была необходимость обратиться к Корану или Хадисам.

Сам Вафа не только добросовестно исполнял обязанности главы сельской администрации, но и писал и продолжает писать стихи. Он не на шутку увлекся историей Сафаджая и готовит к изданию собранный материал. Это человек широкого кругозора, следящий за жизнью не только родного села, его округи, но всего мира.

6. Саяр Вафинович Сабиров из Петрякс

Саяр Вафиновия Сабиров (с.Петряксы)С Саяром Вафиновичем Сабировым (1924 г.р.) нас связывает давняя дружба и сотрудничество. В соавторстве с ним была написана книга по истории Сафаджая, той деревни, где он долгие годы учительствовал и директорствовал (Сенюткин С.Б., Сенюткина О.Н., Сабиров С.В. История татарской деревни Сафаджай-Красная Горка в XV-XX веках. Нижний Новгород, 2006. 174 с.).

За плодотворную работу в Красногорской средней школе по воспитанию и обучению подрастающего поколения ему было  присвоено высокое звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», он стал Отличником народного просвещения РСФСР.

Сын муллы, фронтовик, десантник, Саяр Вафинович Сабиров был тяжело ранен в 1944 году. Прибыл в родное село кавалером боевого ордена Великой Отечественной войны I степени, с медалью «За отвагу». И всю жизнь трудился. …

В доме у Саяра Вафиновича и его жены Кадрии всегда уютно. Этот уют создает теплота и радушие хозяев. Как всегда поговорили о том, что меняется в селе, какие проблемы, как проходит Священный месяц Рамадан. Саяр Вафинович – человек неравнодушный: несмотря на возраст, по-прежнему горячо более за все, что происходит и в Петряксах и в соседнем Сафаджае (Красной Горке), родных ему селениях.

7. Рауфя Хайруловна Аляутдинова  из Большого Рыбушкино

Рауфя Хайрулловна Аляутдинова (с.Большое Рыбушкино)Рауфя Хайруловна – удивительная женщина преклонных лет. Она – убежденная мусульманка и жила в мусульманской традиции всю свою жизнь. А жизнь у неё – долгая: родилась в 1929 году, ей за 80 лет. Жизнь у неё не только долгая, но и трудная. Она говорит: «Как выживала, не знаю».

Отец Рауфи получил религиозное образование, был человеком ученым. Обучение в медресе заняло у него 12 лет жизни, а экзамен на знание русского языка он успешно сдал  в Курмыше. Он не вступил в колхоз во время коллективизации, объясняя это, среди прочего, тем, что «хоронить будут в гробу». В апреле 1937 года его арестовали, и в 1941 году он умер в Кирове.

Мама, абыстай, знала все мусульманские обряды, поскольку всегда помогала мужу в их совершении. После ареста мужа она на два месяца прекратила занятия по мусульманскому вероучению и сбор людей на уразу. А потом вернулась к этому снова. Её очень уважали в  селении – и от неё никто не отвернулся, хотя муж и был арестован. Ни одного доноса на неё не писали. Семья жила и выживала благодаря этой женщине, а семья была большая: к своим родным детям (четыре человека) добавилось ещё трое сирот-племянников из семей бедняков. Размер садака позволял ей воспитывать 7 человек - детей. Откуда брались силы  у этой женщины? Она черпала их в религии. Также как её мама и бабушка.  Свою убежденность в вере они смогли передать Рауфе. Рауфе с её религиозными взглядами было очень тяжело учиться в советской школе: учителя насильно заставляли учеников, державших пост, как требовала вера и рекомендовали их родители, есть и пить.  Она слышала упреки в свой адрес, некоторые дети боялись с ней общаться, как с дочерью «врага народа».

8. Камаев Надир Исхакович (1948 г.р.)  - имам чембилеевской мечети

Имам первой мечети с.Чембилей Надир КамаевСудьба Надира Исхаковича не проста. Он родился в Чембилее, где прошло его детство. В родной деревне было получено образование: окончил среднюю школу – 11 классов. Уже тогда, в школьные годы, его тянуло в религию, хотелось читать книги религиозного содержания. Но, понятно, что это было чрезвычайно сложно и не всегда возможно. Может быть,  эта тяга шла от влияния бабушки, имевшей религиозное образование.

После окончания механико-математического факультета Горьковского государственного университета пришлось поработать по специальности и в СССР и за рубежом. В партию не вступал, продолжало тянуть на религиозную стезю – в результате в 1990-е годы, когда появилась возможность основательно обратиться к религии, пришел в Московскую соборную мечеть, чтобы серьезно заняться арабским языком. В Москву Надир Исхакович окончательно перебрался еще в 1966 году.

Первым учителем - преподавателем арабского языка, начавшим занятия с желающими, был турок Наджми-бей, который сейчас выполняет обязанности имама в одной из стамбульских мечетей.  Затем преподаватели менялись, учеба продолжалась. Учились по вечерам четыре раза в неделю с 18 до 20 часов.

За мечетскими курсами последовало четырехлетнее обучение в Московском государственном университете, где основное внимание опять-таки уделялось, прежде всего, арабскому языку и толкованию Корана.

Обладая серьезными богословскими знаниями, Надир-хазрат исполняет сегодня обязанности имама чембилеевской мечети. Проповеди ведет на татарском языке с опорой на знание Корана, Хадисов и Сунны.

9. Тимур Фахретдинов с детьми Талгатом и АдилейРадушно встречала гостей большая семья большерыбушкинца Тимура Абдулхаевича Фахретдинова (1984 г.р.), который является Управляющим делами ДУМНО и ведет значительную работу по поддержанию религиозной деятельности мусульманских общин края. Тимур Фахретдинов – горожанин в третьем поколении: бабушка (Амина Сафаева) и дедушка (Исмаил Умярович Фахретдинов, 1913 – 1980) переехали в 1939 г. в Горький из Большого Рыбушкино. В семье было семеро детей, все они проживали в областном центре. Дедушка занимался торговлей. В 1975 г. Исмаил Фахретдинов был одним из инициаторов создания мечети на ул.Ижевской.

Папа (Абдулхай Исмаилович, 1960 г.р.) – родился в Горьком, рабочий на Автозаводе, мама (Рейханя Гаяровна, 1962 г.р.), медик, происходит из семьи большерыбушкинцев. В настоящее время родители трудятся при мечетях на Сенной и на Автозаводе.

Предки по материнской линии: Мусин Гаяр (1933 г.р.) был киномехаником, комбайнером, передовиком производства, бабушка – Мусина Адельбяну (1940 г.р.) трудилась в колхозе дояркой. Из семьи Мусиных происходит знаменитый большерыбушкинец – Мусин Ханнян – первый абсолютный чемпион мира по борьбе на поясах (куряш) (2002), мастер спорта, восьмикратный победитель сабантуев. В настоящее время он занимается тренерской работой, проживает в Большом Рыбушкино.

Несмотря на то, что многие члены этого семейства являются городскими жителями, летние месяцы и праздники дружная большая семья регулярно приезжает на родную землю. Жена Тимура – Лейля Камильевна Садекова (из Большого Рыбушкино) – происходит из семьи колхозников, домохозяйка. Тимур Фахретдинов – счастливый отец троих детей (Талгат, 2006 г.р., Аделя, 2009 г.р. и Амина, 2012 г.р.). Просторный уютный дом Фахретдиновых всегда радушно принимает гостей.

Что ни человек, с которым мы встречались в татарских деревнях, обязательно сложные повороты судьбы. В какой дом ни зайди, везде приветливые лица и желание рассказать о своих замечательных земляках, любовь к родным местам и радость по поводу успехов своих односельчан.

 

Август 2012 г.

Сенюткина Ольга Николаевна, Гусева Юлия Николаевна

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.