ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
04-03-13 Представители ДУМНО приняли участие в научно-практической конференции в Республике Татарстан

2 марта в городе Набережные Челны в Республике Татарстан состоялась Республиканская научно-практическая конференция «Роль Ислама в стабилизации социальных институтов». В конференции приняли участие председатель Совета старейшин ДУМНО Умар-хазрат Идрисов, заместитель председателя ДУМНО Абдулбари-хазрат Муслимов и председатель РОМ г. Кстово Шамиль-хазрат Магранов. 

 

Данная научно-практическая конференция была посвящена 20-летию мечети-медресе «Ак мечеть». С докладом на конференции выступил и Абдулбари-хазрат Муслимов. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления:

Роль исламской системы образования в воспитании личности мусульманина в России

Тема личности мусульманина в современном российском обществе сейчас является по-настоящему актуальной. Уже достаточно написано и сказано о современных проблемах в мусульманской умме: о разрыве поколений и радикализации молодежи, которая руководствуется мнением зарубежных советчиков, а не традициями своих дедов и прадедов. Не будет открытием сказать, что сегодняшние проблемы российских мусульман вызваны во многом тем историческим опытом, который нам пришлось пережить. Разрыв религиозной традиции, физическая потеря цвета богословской мысли и запрет на исповедование собственной религии в течение 70 лет стали для нас серьезным испытанием.

Современный этап, не смотря на ощутимый рывок вперед, готовит нам новые испытания. Восстановление мечетей, возвращение духовных управлений мусульман, создание новых и возрождение старых исламских учебных заведений, казалось бы, должно во многом восполнить тот духовный вакуум, который образовался среди мусульман, возобновить нашу религиозную жизнь. Во многом так и произошло. Однако кроме обрядовой стороны современное поколение мусульман интересуется и духовной составляющей. Интересуется на таком уровне, который и не снился их родителям.  В этой связи перед мусульманской общиной в полный рост встает проблема адекватного религиозного воспитания и просвещения.

Мы видим, как молодое поколение все чаще обращается к Исламу за пределами стен мечетей, изучая тексты, авторство которых просто невозможно установить. При этом вера в эти тексты, которые в большинстве случаев написаны безграмотно и искаженно, у них гораздо больше, нежели в слова имама, который изучал Священный Коран, Сунну Пророка (мир ему) и работы великих богословов. Все чаще мы видим как проще и удобней становиться через интернет, читать не толкование Корана и толкование  хадисов, а лишь отдельные цитаты, которые к тому же могут быть неправильно переведены. Думаю не надо объяснять, какие результаты дает такое просвещение.

В этой связи я хотел бы более подробно остановиться на вопросах просвещения нашего молодого поколения и той роли, которую играет и может играть система российского исламского образования в этом процессе.

 

  1. В настоящее время общий уровень грамотности в российской мусульманской общине остается крайне низким, несмотря на значительное увеличение количества информации, и ее источников по вопросам вероучения Пророка Мухаммада. Это связано, прежде всего, с тем, что основную массу этой информации составляют сайты и форумы, группы в социальных сетях, которые не просто искажают смысл Ислама, а во многом противоречат основным положениям религии, даже не смотря на то, что якобы пользуются цитатами из Корана и работ известных богословов. Подобное содержание характерно примерно для половины всего интернет-пространства по вопросам Ислама на русском языке. Мухаммад ибн Сирин сказал: «Поистине, это знание является религией, так смотрите же, у кого перенимаете себе религию». Я думаю, что эта цитата должна стать известной всем молодым мусульманам, пытающимся отыскать истину Ислама в статьях без авторства и благих целей.
  2. На данном этапе нарушена система передачи религиозной традиции от поколения к поколению среди российских мусульман.Нынешняя молодежь ощущает себя более сведущей в вопросах религии нежели старшее поколение, что создает серьезные проблемы при формировании у них мировоззренческих основ. К сожалению, многие молодые люди интерпретируют слова Священного Корана слишком буквально. Не имея достаточного жизненного опыта и приняв наиболее простой путь в познании Священного Корана и Сунны, они отрицают любую возможность того, что они могут ошибаться в интерпретации аятов Корана. Более того некоторые из них начинают поучать своих родителей  и имамов. Восстановить правильную логику передачи религиозной традиции: от старшего поколения к младшему – есть одна из важнейших задач уммы на данном этапе.
  3. Специфическая ситуация должна рождать соответствующие ответы. В настоящее время формированию традиции внутри уммы могут способствовать духовные управления мусульман и исламские образовательные учреждения. И если роль первого института вполне понятна и всегда остается постоянной, то по-настоящему решающим вопросом является способность мусульманского сообщества России сформировать настоящую систему религиозного образования. Именно от наличия эффективной системы подготовки квалифицированных, образованных, опытных имамов во многом зависит наше будущее. Проблема подготовки российских имамов сегодня это не вопрос обеспечения религиозных организаций квалифицированными священнослужителями, это вопрос нашего мировоззренческого выживания, нашего сохранения как части исламского мира, нашего культурного позиционирования в российском обществе, наконец, нашего будущего. Имам – это центральный элемент современной мусульманской общины в России, который может повлиять как положительно, так и негативно на развитие общины.

В этой связи вызывает уважение опыт наших коллег из медресе «Ак-мечеть», которые ежегодно проводят курсы повышения квалификации имамов, давая им возможность перенять опыт друг у друга и показать свои знания. Сейчас такая практика все больше внедряется и в других регионах России. Я думаю, что в целях развития и сотоварищества в среде имамов, и в целях богословского обмена знаниями будет полезно организовывать и межрегиональные курсы повышения квалификации, чтобы имамы из разных регионов могли послушать опытных преподавателей и поделиться своими наработками.

  1. Я убежден, что современная система подготовки имамов – это система образования, выстроенная с самого низа от воскресных школ (мектебе), продолженная в медресе – закладывающим фундамент богословской подготовки и законченная в институте – оформляющем человека не только как богослова, но и как ученого, лидера, хозяйственника, юриста. Современный имам – это не просто человек, доносящий до нас слова Пророка Мухаммада (мир ему) на минбаре, это человек, способный создать своим трудом духовную атмосферу внутри мечети. Стоит ли говорить, что современная жизнь мечети состоит, в том числе, из тысячи мелочей юридического и хозяйственного свойства. Поэтому современный имам должен быть и современным человеком.
  2. Таким образом, для нормального развития мусульманской уммы необходима система непрерывного религиозного образования. Более того, считаю необходимым, чтобы как можно больше мусульман еще в молодом возрасте посещали мектебе, что значительно сократит риск их приобщения к радикальным группам, использующим исламскую риторику. В этой связи необходима постоянная работа имамов с родителями. В свою очередь мектебе должны быть связаны с медресе, а медресе с институтами, чтобы мусульманская умма могла помогать наиболее подготовленным ребятам найти свой путь в Исламе, стать имамом, хафизом, факихом.
  3. В этой связи формирование нового поколения мусульман должно проходить в лоне традиционной культуры ханафитского мазхаба при совместной работе мечети, образовательных учреждений и семьи. Только таким образом возможно исправить сложившуюся ситуацию и сформировать поколение современных российских мусульман, которые будут понимать и уважать свою культуру, значение традиций своих предков. Я убежден, что после прохождения обучения в рамках такой образовательной системы, подкрепленной наставлениями семьи и имамов, молодые люди будут возвращаться из зарубежных исламских университетов еще более укрепившимися в своей жизненной и религиозной позиции о необходимости сохранения традиций в рамках той общины, которая их вырастила и воспитала. Уже сегодня мы можем с уверенностью сказать, что если нашу молодежь не воспитает наша община, их воспитает другая община, у которой могут быть совершенно иные цели.
  4. В заключении хотелось бы отметить, что основу воспитания современного российского мусульманина на ряду с глубоким знанием основ традиционной культуры ханафитского мазхаба должно составлять знание и адекватное восприятие того общества в котором мы живем. Это означает, что молодежь должна не только получать глубокие религиозные знания, но и уметь правильно их соотносить с тем временем, социальными, политическими и экономическими условиями, в которых живет наша община. Только таким образом мы получим богобоязненного, доброго, честного, скромного и целеустремленного мусульманина, главная цель в жизни которого – довольство Аллаха.            


Примечание:
 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.