ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
09-11-15 «Роль кадимистской системы образования в формировании ученых джадидизма» - Выступление Рафика Миниахметова на конференции им. Г.Баруди (часть 1)

С 29 по 31 октября 2015г. в Москве прошла международная теологическая научно-образовательная конференция им.Галимджана Баруди на тему «Коранический гуманизм как фундамент мусульманского образования». 

Организаторами конференции выступили: Духовное управление мусульман Российской Федерации, Секретариат Международного мусульманского форума, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Институт стран Азии и Африки), Санкт-Петербургский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» (Казахстан), Московский исламский институт.

В рамках семинара «Методика преподавания исламских и светских дисциплин в духовных образовательных организациях» на тему: «Роль кадимистской системы образования в формировании ученых джадидизма» выступил Рафик Миниахметов, преподаватель Набережночелнинского медресе «Ак мечеть» Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Представляем Вашему вниманию это выступление.

До появления джадидизма вся система образования мусульман Поволжья являлась кадимистской. Начиная со времен Болгарского государства и до переворота 17-го года, то есть в течение тысячи лет, кадимизм как общественно-педагогическое явление создавал, развивал и распространял уникальную демократическую религиозно-просветительскую, философскую систему образования и воспитания народов, проживающих на территории современной России и некоторых стран СНГ. Ошибочно мнение тех, кто считает кадимистское образование ущербным, следуя идеологическим клише советских времен. Не может быть ущербным система образования, которая не только выжила, но и развивалась, и распространялась, и воспитала целые народы, выдающихся ученых, дала им образование, культуру, науку, несмотря на свою автономность, в условиях многонационального и поликонфессионального окружения, без поддержки  государства на базе татарской деревни.

Все без исключения джадидисты получили фундаментальное образование в старометодных медресе, у старометодных мударрисов и входили в тарикаты  через суфийских учителей. Такие выдающиеся деятели татарского народа как Ш. Марджани, К. Насыйри, Х. Фаизханов, Р. Фахрутдинов, Г. Баруди вышли из старометодных кадимистских медресе. Знаменитый Абуннаср аль-Курсави, который первым внес переполох в размеренную религиозную жизнь поволжских мусульман, был воспитанником татарских старометодных медресе и Бухары. Он отучился в знаменитом медресе деревни Мачкара Малмыжского уезда у шейха Мухаммадрахима ибн Юсуфа. Потом отправился в Бухару и обучался у бухарских ученых. Примкнул к суфийскому тарикату через шейха Ниязколый ат-турукмани. После возвращения изучал труды Газали «Ихйа гулюм ад-дин»[1]. Другой великий представитель из отцов-основателей джадидизма Шигабуддин Марджани. Он до 20-летнего возраста обучался в деревне Ташкичу у своего отца, ученого мударриса получившего образование в Бухаре. С 1838 года 5 лет обучался в Бухаре, а затем переехал в Самарканд. И как говорит Джамалюддин Валиди, именно в Самарканде совершился перелом в богословском мировоззрении Марджани[2]. Он вернулся на свою родину только в 1849 году из центра мусульманской схоластики с уже сформировавшимися джадидистскими взглядами. Рассмотрим Каюма Насырова, одного из выдающихся деятелей татар своего времени. Он получил образование в старометодном медресе Казани, его отец был муллой.  Несмотря на то, что другого образования у него не было, он был знаком с османской литературой, владел русским языком. Стал учителем татарского языка в учительской семинарии и составил татарско-русский словарь для своих учеников. Написал на татарском языке книги и учебники по многим отраслям знаний: по татарскому языку, арифметике, географии, геометрии, истории, ботанике и морали. Также с 1871 по 1897 годы издавал календари. И что примечательно, он написал на арабском языке руководство проповеди для мулл. У него  также имеется сочинение по исламскому вероубеждению «Гакаид исламиййа»[3]. Самыми ценными трудами Каюма Насыйри были грамматика, стилистика и словарь татарского языка[4]. Он является первопроходцем в создании татарского литературного языка. Галимзян Баруди, знаменитый мударрис, основатель медресе Мухаммадия и автор новометодных учебников, обучался в одном из медресе Казани. После окончания медресе, которое в то время естественно было старометодным,  продолжил учебу в Бухаре. В 1881 году вернулся в Казань имамом и мударрисом и начал свою педагогическую и просветительскую деятельность. Будучи уже джадидистом он примкнул к суфийскому тарикату через Зайнуллу ишана Расулева, взял у него иджаза и занимался воспитанием мюридов, за что подвергся критике некоторых своих учеников[5].

Медресе являлись не только источником просвещения и воспитания татарского народа, но и источником культуры. Музыкальная культура татар до XXвека развивалась в формах устного музыкального творчества. Одну из самых больших и распространенных групп эпических песен представляют баиты, мунаджаты и образцы так называемого книжного пения[6]. Как возникло, распространялось и становилось народным это музыкальное и литературное творчество?  Только через старометодные медресе и мектебе,  посредством их учеников -шакирдов. Джамалюддин Валиди приводит в своей книге некоторые примеры об этом: «Даже эпизоды, имевшие значение только для внутренней школьной жизни, редко оставались без специальной песни. При переписке песен главное внимание обращалось на эстетическую сторону работы. Она состояла в разных украшениях всевозможными красками, для которых в ученическом сундуке имелась отдельная коробка, искусно прикрепленная к стенкам сундука»[7]; «Кроме того, некоторые из учеников разъезжали со своими песнями по деревням и распевали их, обходя дома»[8]. Наиболее известные баиты, мунаджаты, салаваты, сказания (поэмы) начинаются с восхвалений Всевышнего, молитв за пророка. Также в них упоминаются медресе. Например, один из самых известных баитов «Сак-Сок» начинается со словами: «В медресе книжная полка. Услышать нам баит Сак и Сока». В татарской колыбельной песне имеются слова «когда вырастит он взрослым, пойдет он в медресе; когда пойдет он в медресе, станет он ученым». Все это указывает на то, что источником этих народных сокровищ являлись медресе. Шакирды также занимались перепиской книг, переводом их с персидского и арабского языка на тюркский язык, составлением комментариев на учебные книги. В 1872 году инспектор татарских, башкирских и киргизских школ Казанского учебного округа В.В. Радлов писал: «Умственное развитие шакирдов довольно значительно и, несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших учителей приходских, городских школ»[9].

 



[1]
Рамзи М.М. Тальфик аль-ахбар ва талькыйх аль-асар фи вакаиг Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар. В 2 т.Т.2. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия, 2002. С. 343.

[2]Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар / Д. Валиди . – Казань: Иман, 1998 . С.53.

[3]Исламское вероучение в учебных пособиях и трудах татарских авторов начала XX в.: хрестоматия / сост., введ. и примеч. Р.Р.Сафиуллиной –Аль Анси. – Казань: Казан ун-т, 2013. Ч. 2. С. 53.

[4]Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар / Д. Валиди . – Казань: Иман, 1998 . С.62, 63.

[5]Там же. С. 81.

[6]Алмазова А.А. Художественная культура Татарстана в контексте социальных процессов и духовных традиций: очерки / А.А. Алмазова. – Казань: Казан. ун-т, 2013.  С. 107.

[7]Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар / Д. Валиди. – Казань: Иман, 1998. С.25.

[8]Там же. С. 26.

[9]Мухаметшин А.Г. История развития педагогической мысли, просвещения и образования татарского народа в XVI–начале XXвв. Учебное пособие. – Набережные Челны: ФБГОУ ВПО «НИСПТР», 2012. С. 110.

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.