ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
09-11-15 «Роль кадимистской системы образования в формировании ученых джадидизма» - Выступление Рафика Миниахметова на конференции им. Г.Баруди (часть 2)

Представляем Вашему вниманию вторую часть выступления на международной теологической научно-образовательной конференции им.Галимджана Баруди Рафика Миниахметова (преподавателя Набережночелнинского медресе «Ак мечеть» ЦРО-ДУМ РТ) на тему: «Роль кадимистской системы образования в формировании ученых джадидизма»  

Все достижения мусульманского сообщества Поволжья, особенно в духовной и культурной сфере,  были результатом работы имамов и мударрисов. Вся жизнь мусульман текла вокруг мечети и медресе. Почти в каждой татарской деревне, махалле  имелись мектебе и медресе. Мурад Рамзи приводит в своей книге перевод статьи «Христианство, ислам и язычество на востоке России» из журнала «Русский вестник» №3 за март 1883 года[1]. Там указывается, что в Казанской губернии 418 мектебе, в которых учатся 20379 учеников. В Уфимской губернии 358 мектебе, в которых учатся 12866 учеников. Но если быть точным, то в Казанской губернии найдется 730 мектебе, а в Уфимской – более тысячи, в которых учатся более 40000 учеников. Получается, что в Казанской губернии на каждые 730 человек приходится одно мектебе с 13 учениками. А в Уфимской губернии на каждые 780 человек приходится одно медресе с 20 учениками. Вследствие этого количество грамотных у татар составляет 60 процентов. Автор статьи призывает быть честными и признать, что не многочисленность мектебе является причиной стремления татар к грамотности, а то, что эти мектебе  по сравнению с нашими школами имеют прочные основы. И что их основой и предметом являются религиозные и нравственные знания. Автор статьи также приравнивает выпускников татарских медресе, отправляющихся в Мавареннахр для продолжения учебы, с выпускниками высших школ русских, которые после этого отправляются в высшие учебные заведения Европы[2]. Ш. Марджани также приводит данные о количестве мечетей и медресе в ведении Духовного управления. По этим данным в 1856 году имелось 3850 мечетей и 1569 медресе[3]. А в 1899 году  имелось 4611 мечетей и 5782 имамов и мударрисов[4]. Если учесть, что обычно в одной мечети работал только один имам, то 1171 мударрисов занимались только обучением. И каждый из них был профессионалом своего дела, ученым и педагогом. Примечательно, несмотря на то, что все более-менее известные мударрисы обучались в медресе Бухары, возвращались и организовывали свои медресе, от них и от их воспитанников не исходило никакой угрозы государственности России. Даже наоборот, они были ярыми патриотами своей родины, можно сказать государственниками, и в то же время ревностно придерживались религиозных устоев мусульманской религии согласно ханафитского мазхаба. Татарских мударрисов и шакирдов уважали в Бухаре и среди киргизов (современных казахов). Их охотно брали учителями. Многие татарские ученые имели вес и среди Бухарских ученых, их принимали амиры Бухары и Египта. Но они никогда не использовали свой авторитет и свое влияние  для разжигания вражды  или для политических целей. Хотя имели огромное влияние на умы и настроения народа. Приведем свидетельство позитивной роли кадимистских медресе не только в развитии поволжских народов, но и для стабильности и развития Российского государства. Это  слова императрицы Екатерины IIо построении мечетей и школ, подтвержденные указом о киргизских делах 27 ноября 1785 г. (пункт седьмой). Она выступала за создание «татарских школы по примеру казанских» и приглашение преподавателей-мударрисов из числа казанских татар[5]. Кадимистская система образования и воспитания взрастила джадидизм как просветительское движение. Но нужно подчеркнуть, что джадидизм, как общественно-политическое движение, никак не связано с традициями кадимизма, оторвано от вековых корней педагогического пространства татарского  народа. Опыт кадимистской системы образования как никогда востребован в наше неспокойное время внутриконфессиональных, межконфессиональных и межцивилизационных угроз. Есть необходимость изучения и реабилитации кадимистской системы образования. Наш долг возвратить мусульманское сообщество Поволжья в тысячелетнее педагогическое пространство татарского народа[6], от которого он был оторван.



[1]
Рамзи М.М. Тальфик аль-ахбар ва талькыйх аль-асар фи вакаиг Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар. В 2 т.Т.2. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия, 2002.С.165.

[2]Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар / Д. Валиди. – Казань: Иман, 1998. С.191, 192.

[3] Мәрҗани Ш.Б. Мөстәфадел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар (Казан һәм Болгар хәлләре турында файдаланылган хәбәрләр). Кыскартып төзелде. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1989. С. 210.

[4] Рамзи М.М. Тальфик аль-ахбар ва талькыйх аль-асар фи вакаиг Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар. В 2 т.Т.2. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия, 2002. С. 332, 333.

[5]Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. История духовных управлений мусульман России в XVIII–XXIвеках: Учебное пособие / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. – Н. Новгород. 2012. С. 20.

[6]Педагогическое пространство татарского народа как философско-образовательную систему исследовал З.Т. Шарафутдинов, с результатами которой можно ознакомиться в его монографии: Шарафутдинов З.Т. Педагогическое пространство татарского народа. Монография // КГПУ. Казань, 1998.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.