ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
06-12-05 Поздравляем с 80-летием финскую общину мусульман!

От имени мусульман Нижегородской области поздравляем с 80-летним юбилеем мусульманскую общину Финляндии, желаем ей дальнейшего процветания и благополучия. 
Финские татары (среди которых много выходцев с юга Нижегородчины) в большие праздники посещают Нижний Новгород, поздравляют мусульман Нижегородчины с религиозными праздниками.
 Предлагаем Вашему вниманию рассказ о жизни мусульманской общины Финляндии.

        В последнее время жизнь татарской диаспоры за рубежом достаточно широко освещается на страницах различных газет и журналов. И это понятно: ведь за годы так называемого «железного занавеса» мы совершенно потеряли связь с нашими зарубежными соплеменниками, и теперь любая информация после долгих лет информационного вакуума кажется нам интересной и любопытной.

        К сожалению, большинство материалов, которые затрагивают прошлое и настоящее татарской диаспоры, грешат досадными ошибками и неточностями. Все это идет от недостатка информации, отсутствия полноценных исследований, посвященных этой теме, которые невозможны без длительных научных командировок в места компактного проживания зарубежных татар, что, в свою очередь, требует значительных материальных затрат.

        В этом отношении большую ценность представляют работы, написанные самими зарубежными татарами, которые лучше кого-либо знают жизнь своей общины, ее историю, ее прошлое и настоящее.

        В прошлом году в Финляндии вышла книга под названием «Тампере ислам махэллесе: нигезе вэ тарихы» («Мусульманская община Тампере: ее основание и история»). Автором ее является активист общины финских татар Муаззиз Бейбулат. В этом солидном, богато иллюстрированном труде, написанном на финском, английском и татарском языках, повествуется о жизни мусульманской общины Тампере, которая, как известно, была основана в конце XIX века выходцами из Нижегородской губернии.

        Зинатулла и Сафия Ахсен-Буре в своем магазине (начало 1920-х гг.).«Мы считаем своим долгом передать подрастающему поколению историю нашей общины, которая сохранилась лишь в воспоминаниях наших отцов и дедов», — пишет Муаззиз Бейбулат в предисловии к своей книге. Рассказывая об истории возникновения общины, автор особо отмечает, что ее костяк составляют выходцы из деревни Актуково Нижегородской губернии. Меньшую же часть представляют потомки тех татар-мишар, которые прибыли сюда из деревень Уразавыл, Атаравыл, Суыксу, Кызымавыл, Кадимавыл, Медина, Чембилей, Симочки и Ирбишча.

        Из книги мы узнаем о том, как создавалась мусульманская община в Тампере. Прослеживая ее корни, М. Бейбулат делает ретроспективу в прошлое Нижегородской губернии, описывая жизнь местных татар, особенно подробно рассказывая о том, чем занимались жители деревни Актуково. Необходимо заметить, что имя этой деревни звучит как бы рефреном на протяжении всего повествования, ее видами оформлен форзац книги. В конце XIX века население Актукова в основном занималось сельским хозяйством, а после сбора урожая, с наступлением зимы мужчины уезжали на заработки, добывая себе средства на жизнь батрачеством, работая сапожниками, кузнецами, печниками. Но все же больше всего их интересовала торговля. Занимаясь коммерцией, актуковцы добирались до Москвы и Санкт-Петербурга, а наиболее активные из них доезжали до Финляндии и оседали там.

        Процесс проникновения в Финляндию усилился с открытием в 1876 году железной дороги Санкт-Петербург — Тампере. Больше всего татары преуспели в торговле текстилем. Они добирались до отдаленных деревень, фабричных окраин, то есть тех мест, где отсутствовала конкуренция. Их труд и старание были вознаграждены сторицей. Некоторые из татар разбогатели и открыли свои магазины и торговые фирмы. Первая татарская фирма была открыта в Тампере в 1895 году Мустафой Исмаилом, позже появились торговые предприятия Умара Аляутдина, Сиддика Исмаила, Зинатуллы Вафина и др.). В те годы финские татары в основном занимались продажей текстиля и кожевенных изделий.

        Коммерческий успех сопровождал татар вплоть до начала Второй мировой войны, когда изменилась ситуация и стало не до торговли. Мужчины были призваны на воинскую службу, а возникший в стране экономический спад привел к затуханию торговли. Более или менее ситуация нормализовалась лишь в начале 1950-х годов. Финские татары стали осваивать новые виды коммерции. Теперь они отдавали предпочтение торговле овощами и фруктами, продуктами питания и прохладительными напитками. Интересный факт: в 1950–1960-х годах 30 процентов потребностей жителей Тампере в прохладительных напитках обеспечивали татарские фирмы. В результате к концу ХХ века в Тампере почти не осталось татар, которые занимались бы продажей текстиля.

    Торговля, конечно, занимала важное место в жизни татарской общины Тампере, но больше всего татар волновала проблема сохранения своей идентичности, языка и религии. Оплотом борьбы с ассимиляцией должен был стать Ислам. Процесс создания своей мусульманской организации, описание ее деятельности, изложение биографий ее руководителей и наиболее активных членов — все это также нашло место в книге М. Бейбулата. Финские власти совершенно не препятствовали татарам и не вмешивались в их религиозные дела. Когда в 1963 году Финляндию посетил президент Туниса Хабиб Бургиба, встретившийся с ним руководитель Исламской общины мусульман Финляндии Валиахмед Хаким (уроженец д. Большое Рыбушкино. — А. А.) сказал буквально следующее: «Мы, мусульмане, живем в Финляндии в полном довольстве, не хуже, чем жили бы в какой-либо мусульманской стране». 

        Официально Исламская община татар Тампере была зарегистрирована Министерством юстиции Финляндии в 1942 году (Исламская община Финляндии, которая в этом году отмечает свое 80-летие, — в 1925-м). Для исполнения религиозных надобностей и проведения праздников требовалось помещение, которое смогло бы вместить всех татар Тампере. Они не пошли на поклон к властям и решили обойтись своими силами. На протяжении 1941–1942 года было собрано 1 188 тысяч финских марок, больше половины из которых — пожертвование Умара Сали. В итоге был приобретен отдельный благоустроенный дом, а Умар Сали стал первым руководителем общины. С 1951-го по 1983 год общину возглавлял Семиулла Вафин, а с 1983 года и до сегодняшних дней — Эсад Бейбулат.Муса Бигиев (сидит - второй слева) и руководитель Исламской общины Тампере  Умар Сали (стоит - второй слева). Тампере, 1932 г.

        Рамки газетной статьи не позволяют подробно остановиться на всем содержании этой интересной и познавательной книги. Ведь в ней нашлось место и описанию повседневной жизни финских татар, рассказывается о том, какие знаменательные события произошли в жизни татар Тампере на протяжении более чем ста лет, излагается роль в становлении общины таких известных татарских деятелей, как Гаяз Исхаки, Муса Бигиев, Абдулбари Баттал-Таймас и другие. Книга хорошо иллюстрирована большим количеством оригинальных, эксклюзивных фотографий и документов, которые публикуются впервые. Можно только порадоваться за наших соплеменников в Финляндии, которые сумели сохранить историю своей общины для потомков, наглядно показали, как можно жить и прекрасно существовать даже в условиях тесного иноязычного и иноконфессионального окружения.

 

Азат Ахунов, канд. филол. наук

 

Отрывок из книги «Мусульманская община Тампере: ее основание и история», 
посвященный открытию мечети в Нижнем Новгороде летом 1991 года

 

        «Приглашение на это мероприятие нами было получено от уфимского муфтия Талгата Таджуддина. Из Тампере было решено направить Эсада Бейбулата и Акрама Нюмана. В торжествах помимо муфтия России приняли участие руководители мусульманских общин из таких городов, как Казань, Уфа, Набережные Челны, Москва, Астрахань, Оренбург, Омск, имамы из Нижнего Новгорода и Нижегородской области, местные мусульмане. Всего в этом городе проживает 40 000 мусульман.

        Это каменное здание, использовавшееся в последние шесть лет в качестве детского садика, вновь начало нести свою святую миссию. В дни празднования на минарете этой красивой, расположенной вблизи красивого сада на берегу Волги мечети был установлен полумесяц. Муфтий, а также руководитель города и присутствующие здесь имамы поздравили мусульман и высказали свои самые искренние пожелания.

        После полуденного намаза на спортивной площадке города был организован праздник-сабантуй. Гости праздника прекрасно провели время, наблюдая за спортивными состязаниями, выступлениями певцов и музыкантов. Вечером, путешествуя на теплоходе по Волге, мы любовались видами этого благоустроенного города, его красивыми и величественными зданиями. Этот город, в котором сейчас проживает 1 200 000 человек, в начале XX века являлся развитым, известным во всем мире центром кожевенной торговли, о чем говорят здания торговых выставок, расположенные вдоль берегов реки…».

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.