...наибольшая
опасность самой идее мусульманского
единства исходила, увы, не от недругов и
недоброжелателей Ислама. Напротив, первую
скрипку в попытке заблокировать проведение
Всероссийского мусульманского форума,
объявить ему бойкот играли лидеры самих же
мусульман...
Таковы неутешительные выводы
Всероссийского мусульманского форума.
Прошедший
5 ноября сего года в Нижнем Новгороде
Всероссийский мусульманский форум, наряду
с предшествовавшей ему научно-практической
конференцией «Мусульманское сообщество
России: итоги и перспективы», стал одним из
значимых и знаковых событий в рамках
празднования нового государственного
праздника России — Дня народного единства.
Не
является секретом, что данный праздник,
необходимость которого в целях подлинного
единения разобщенных слоев российского
социума назрела уже давно, был предложен
представителями Русской православной
церкви на заседаниях Межрелигиозного
совета России. Члены Межрелигиозного
совета (а мусульмане представлены в этой
организации аж тремя центрами, зачастую
конкурирующими между собой) некритически
подошли к этому предложению. В результате
ни один из участников Межрелигиозного
совета, включая и три мусульманских центра
— которые порой в микроскоп рассматривают
деяния и высказывания друг друга, — не
только не заметили в данном предложении
ничего странного, но и, по большому счету,
вольно или невольно стали соавторами
очередной в истории нашей страны попытки
церковно-государственного симбиоза. Того
самого симбиоза, против которого выступали
наши предки, начиная со средневековья и
вплоть до Октябрьского переворота 1917 года.
Дело в том, что 4 ноября 1612 года в российской
истории не произошло ровным счетом ничего
значимого. Два ополчения, целью которых
было изгнание польско-литовского гарнизона
из Москвы, не соединились в тот день, как
считают многие сегодня, — это произошло
двумя месяцами раньше. Не было в тот день и
какого-либо заметного сражения ни с
поляками, ни с кем бы то ни было вообще: 1
ноября (по новому стилю) произошло взятие
Китай-города, рассказ об этом занимает в
трудах современников событий всего одну
строчку. Пятого ноября поляки подписали
капитуляцию, и 6 ноября был освобожден
Кремль. Однако по прошествии двух
десятилетий после 1612 года, а именно в начале
1630-х годов, Русская православная церковь
стала отмечать 22 октября по старому стилю (что
соответствует 4 ноября по новому стилю) как
день почитания Казанского списка иконы
Божией матери, якобы и освободившей
российскую землю от иноземных войск.
Заметим,
что в православии традиционно принято
приписывать то или иное историческое
событие, особенно битвы с положительным
исходом, некоему мистическому началу,
которое олицетворялось, как правило, иконой.
В данном случае речь идет не о победах
русского воинства, и даже не о дне почитания
самой иконы, — но лишь о дне, когда, согласно
мифологемам середины XVII века, копия (!) иконы
освободила Москву. Праздник почитания
Казанского списка иконы Божией матери был
активно растиражирован во времена первых
Романовых (не стоит забывать, что
основатель династии — сын патриарха
Московского и Всея Руси Филарета) и
пребывал в таковом качестве вплоть до
революции 1917 года, после чего был
благополучно забыт как религиозный сюжет,
не имеющий никаких соответствий в реальной
политической истории России. Забыт всеми,
кроме Православной церкви.
Как
только Церкви представилась возможность
восстановить, хотя бы на символическом
уровне, свои особые позиции в нашем
государстве, она это сделала, в том числе
путем лоббирования праздника Казанского
списка иконы Божией Матери в качестве
государственного. Естественно, в таком
откровенном виде предложение РПЦ не прошло
бы на Межрелигиозном совете, в связи с чем
оно было нивелировано новым «пониманием»
истории XVII века (особенно актуальным в
свете антизападной идеологии, присущей
многим политикам и общественным деятелям
страны в наше время) как праздник «народного
единения». Разумеется, церковные деятели
прекрасно понимали истинную суть этого
праздника, которую они и воплотили в жизнь в
Нижнем Новгороде 4 ноября 2005 года. Ну а в
Москве в тот же день прошла репетиция «светского»
восприятия праздника (четырехтысячный марш
молодых фашистов), который по сути
символизирует собой религиозно-мифологическую
концепцию изоляционизма русского народа, «окруженного
со всех сторон врагами» православия в лице
«еретиков» (термин, официально
обозначающий в РПЦ католиков и прочие
инославные христианские деноминации).
На
самом деле следует отдать должное
Православной церкви, которая блестяще
реализовала давнюю идею реанимации не
самого главного церковного праздника,
непосредственно привязанного к идеям
восстановления православной монархии (как
мы уже сказали, праздник 4 ноября и династия
Романовых неотделимы друг от друга). В том,
что день почитания списка иконы стал
государственным праздником, видится
огромная «заслуга» прежде всего не столько
идеологов РПЦ, сколько некомпетентных
участников Межрелигиозного совета России.
Но члены
Межрелигиозного совета, представленные
хотя бы и тремя мусульманскими центрами, —
это еще не вся российская умма. Попытавшись
придать празднику 4 ноября именно тот смысл,
который был заложен в него не отдельными
лоббистами, а на государственном уровне,
Духовное управление мусульман
Нижегородской области приняло взвешенное и
исторически необходимое решение провести в
те же дни Всероссийский мусульманский
форум. Событие, к которому он был приурочен,
само по себе было достойно того, чтобы его
отметили все мусульмане России в любом
случае: 100-летие I съезда российских
мусульман, полуподпольно собравшихся в
Нижнем Новгороде для решения назревших и
наиболее болезненных проблем в 1905 году. К
сожалению, проблемы эти актуальны и поныне.
«К сожалению» — потому что за сто лет
исламская умма нашей страны так и не
приблизилась к решению ключевых вопросов.
Один из них — проблема единства уммы, о
котором не говорит только ленивый, но в
реальности лишь немногие мусульманские
лидеры и организации готовы к реальным
шагам на пути к достижению этого единства,
что особенно актуально перед лицом угрозы
тотальной клерикализации и/или фашизации
страны.
Именно в
силу того, что далеко не все властные и
общественные круги в России согласны с
таким сценарием развития страны,
мусульманский форум 4–5 ноября — как
единственная альтернатива церковным
торжествам и фашистскому маршу (увы,
практически не замеченному крупными
мусульманскими центрами) — стал значимым в
масштабах всего государства, привлек к себе
внимание многих СМИ (порядка 40
корреспондентов российских и зарубежных
изданий), политиков и мыслителей. В связи с
этим особую благодарность хотелось бы
выразить новому губернатору Нижегородчины
В. П. Шанцеву и его команде, благодаря
исключительным усилиям которых оказалось
возможным проведение форума. Возможно,
некоторые наблюдатели заметили то, что
Духовное управление мусульман и даже лично
лидеры ДУМНО накануне проведения форума
подвергались колоссальному давлению со
стороны определенных кругов,
заинтересованных в том, чтобы День
народного единения ассоциировался в глазах
россиян исключительно с Днем почитания
иконы.
Однако
наибольшая опасность самой идее
мусульманского единства исходила, увы, не
от недругов и недоброжелателей Ислама.
Напротив, первую скрипку в попытке
заблокировать проведение Всероссийского
мусульманского форума, объявить ему бойкот
играли лидеры самих же мусульман. Не
задумываясь о том, что без достижения
единства никакие цели и задачи развития и
просто выживания мусульман в нынешних
условиях недостижимы, еще не зная, к каким
результатам придут участники форума и
придут ли они вообще к согласию,
многочисленные «муфтии» (слово закавычено
потому, что в реальности человек, не знающий
арабского языка, не может выносить фетвы, то
есть быть муфтием) побоялись самого
обсуждения темы объединения исламской уммы.
Думается, что за этим стоят и непомерные
амбиции «муфтиев», и их опасения быть
отвергнутыми как самим народом, так и
молодым, более грамотным поколением
мусульман, получивших образование
непосредственно на арабском языке.
Несмотря на все препоны, мусульманский
форум все же состоялся, позволив, с одной
стороны, государству «сохранить лицо» в
условиях «приватизации» государственного
праздника только одной конфессией (западные
демократии, как известно, в последнее время
ставят в вину российским властям излишнюю и
чрезмерную поддержку только одной
Православной церкви в ущерб другим общинам);
с другой стороны, показав, что в нашей умме
сильно стремление выработать адекватные
ответы на вызовы современности. Однако
сделать это можно только сообща,
объединившись, засучив рукава (что
подразумевает необходимость для людей,
именующих себя лидерами мусульман, время от
времени приподниматься с насиженных теплых
и мягких кресел). Насущной необходимостью
форум признал создание независимого Совета
улемов в качестве рекомендательного органа,
призванного путем авторитетных решений,
вынесенных на основе Корана и Сунны,
способствовать единению и укреплению
российской мусульманской общины.
Несколько слов хотелось бы сказать и о
научно-практической конференции,
состоявшейся накануне форума с участием
видных специалистов в области Ислама и
истории татарского народа из Москвы,
Татарстана, Санкт-Петербурга, Саратова,
Казани, Ярославля, Ульяновска и других
городов. Несмотря на то что директивами
ряда руководителей высокого ранга из
Татарстана ученым из этой республики было
запрещено посещение нижегородской
конференции, казанские гости, не
побоявшиеся «репрессий», в один голос
утверждали, что состоявшееся событие
беспрецедентно в новейшей истории России.
Мало того что в Нижний Новгород приехали
абсолютно все (!) 25 ученых, заявившие о своем
участии, — как правило, большая часть
приглашенных на подобного рода конференции
ограничивается присылкой своего доклада по
почте, — но и сама атмосфера «благодаря»
неумной и неуемной ретивости казанских
чиновников напоминала события столетней
давности, тот самый нелегальный Первый
мусульманский съезд 1905 года, память о
котором была восстановлена нижегородскими
мусульманами.
Подводя
итоги знаковому для всей мусульманской
уммы России событию, следует еще раз
обозначить приоритеты организаторов
Всероссийского мусульманского форума.
Всевышний Аллах, пречист Он и славен, велел
правоверным быть единой общиной, как об
этом сказано в Священном Коране: «Мы
сделали вас общиной, придерживающейся
середины, чтобы вы свидетельствовали обо
всем человечестве, а Посланник
свидетельствовал о вас самих» (2:143). Пророк
Мухаммад, мир ему и благословение
Всевышнего, прямо призывал своих
последователей отбросить мелкие,
несущественные разногласия, чтобы истина
Ислама восторжествовала над сатаной,
сеющим рознь и ненависть между людьми. Тот
из мусульман, кто противится велению
Всевышнего и Его Пророка, рискует не просто
оказаться на задворках истории — его может
поджидать гораздо более страшное испытание,
если Аллах отвернется от него. Молим Аллаха,
чтобы Он избавил нас от мучительного
наказания в тот День, когда каждому из нас
придется нести ответ за свои дела, за
бездумно растраченные блага и упущенные
нами возможности.
Подготовлено
Информационно-аналитическим центром
представительства СМР
при ПФО
Другие статьи
газеты
читайте здесь