ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМНО
 
 
РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ
 
07.06.2023
Фаджр 01:31
Восход 3:21
Зенит 12:04
Зухр 12:30
Аср 17:23
Магриб 20:47
Иша 22:17
Скачать расписание [PDF]
г. Н. Новгород г. Сергач
 

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости


22-10-2022 С 31 октября по 6 ноября 2022 года в Нижнем Новгороде пройдет цикл мероприятий «Дни исламской культуры, науки и образования», приуроченный к 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии.
 

09-04-2022 В Московском исламском институте открывается аспирантура

29-09-2022 Нижегородский исламский институт имени Хусаина Фаизханова объявляет набор на очередные дополнительные общеобразовательные курсы 2022/23

 

 
 
   

Репортажи

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповеди


05-04-222 О достоинствах сухура. Проповедь
 

Дружба в Исламе
 


Отношение к родным в Исламе

 
 
07-12-05 Предлагаем «повестку дня» для первого заседания Совета улемов России, в соответствии с идеями и проблемами, озвученными участниками Всероссийского мусульманского форума

Работники и гости ЦДУМ: второй ряд слева направо - Мухлиса Буби, Джихангир Абзгильдин, Зия Камали, Ризаэтдин Фахретдин, Кашшафетдин Тарджемани, Абдулла Сулемани, Уфа, 1926 г.В резолюции Всероссийского мусульманского форума «Мусульмане России на пороге третьего тысячелетия» (Нижний Новгород, 5 ноября 2005 года) указывается на необходимость формирования Совета улемов, продолжая традиции, заложенные Центральным духовным управлением мусульман в 1920-е годы. В то время ЦДУМ юридически объединяло мусульман всей Европейской части и Сибири, Казахстана. На его съезды прибывали представители почти всех мусульманских регионов СССР. Поэтому, исходя из всеобщих потребностей российских мусульман, в 1923 году на II Всероссийском съезде мусульманского духовенства был избран Голямалар Шурасы (Совет улемов). Его основной целью было объявлено «правильное решение вопросов фикха и шариата, то есть разъяснение, указание путей и руководства умма исламия (исламской нацией) в поддержании в чистоте религии Ислама».

Уже более семи десятилетий вначале в советские, затем в постсоветские времена российская умма не имеет возможности оценить возникающие в жизни новшества с позиции фикха и шариата, то есть мусульманского права. К сожалению, сейчас не имеется единого организационного и догматического центра российских мусульман, каким был ЦДУМ в 1920-е годы, до «безбожной пятилетки». За отсутствие, в отличие от РПЦ МП, единого правового, духовного и образовательного центра российские мусульмане и все граждане нашей Родины платят дорогую цену. Особенно это стало ясным в последние месяцы, когда неверно трактующая ряд постулатов Ислама молодежь на Северном Кавказе взяла оружие в руки. События в Нальчике, где большинству участников волнений было чуть ли не менее двадцати лет, особенно настораживают… Ведь там, как и во многих регионах Кавказа, мусульмане убивают мусульман. Сообщения о раскрытии «подпольных медресе» приходят и из других регионов, в частности из Татарстана. Значит, для предупреждения кризисных ситуаций необходимо наличие органа, который разъяснял бы всем российским мусульманам пути поддержания в чистоте религии Ислама. Ведь именно посредством фетв мусульманское право поддерживает контакты с окружающей реальностью и оценивает эту новую реальность с точки зрения шариата. Эту функцию должен взять на себя Совет улемов. Он должен быть догматически и теоретически авторитетным, объединяющим органом для большей части мусульман России.

Решение вопроса о едином духовном управлении пока откладывается на неопределенное будущее. Вместе с тем в современной России уже имеется ряд улемов, чей практический опыт и теоретические знания могли бы быть использованы для вынесения правовых актов – фетв. Именно фетвы обеспечивают взаимодействие мусульманского права с правом позитивным, то есть с законами государства. Они должны не противоречить действующему российскому законодательству. Так как в современной России отсутствует единое духовное управление, то данные акты могли бы быть обоснованы авторитетом издающих их улемов. Ведь по такому образцу и создавалось в свое время мусульманское право, творцы которого зачастую не были ни муфтиями, ни кадиями.

Необходимость борьбы со смутой (фитна) остро ощущалась мусульманами России как в начале XVII, так и в начале XXI века. Поэтому на первом заседании следовало бы вынести заключения о тех суждениях нашего времени, распространение которых в письменном виде вносит смуту в единство российской мусульманской уммы. Здесь фетва имела бы аналог арабоязычному термину ар-радд (опровержение). «Ар-радд» (иногда ридда) были весьма распространенным видом татарской богословской и правовой мысли в досоветский период. С одной стороны, они критиковали пережитки язычества и противоречащие Исламу новшества, с другой — опровергали неверные мнения миссионеров о религии Ислама. Во втором случае ОМДС, бывшее официальным учреждением, не могло себе позволить критику пропаганды государственной церкви. Ряд творцов «ар-радд», например Хасан-Гата казый Габяши, вошли в Совет улемов.

В 1920-е годы Совет улемов отвергал клеветническую антирелигиозную пропаганду властей. В наше время, в условиях демократического законодательства, он мог бы сосредоточиться на опровержении суждений, противоречащих как нормам Ислама, так и светскому государственному законодательству. С самого начала необходимо придерживаться и всех формальных сторон, характеризующих фетвы. Они должны быть оформлены по образцу фетвы шариатских богословов в арабских странах или по образцу фетв, выпускавшихся в Османской империи (например, «Маджаллат ал-Ахкам ал-Адлия» — Кодекс правовых норм, Османская империя, 1869–1876). Этот документ переведен выдающимся российским специалистом по шариату Л. Р. Сюкияйненом и опубликован в «Антологии мировой правовой мысли» в 5 т. (Т. 1. — М., 1999).

Несомненно, что, в отличие от той же Османской империи, нормы, выработанные Советом улемов, должны коррелировать именно с современным российским законодательством. Вместе с тем опыт Турецкой империи ценен в том смысле, что наряду с шариатским божественным правом там действовали и нормы позитивного права (ирада), издаваемые султаном. Во вводной части фетв следует указывать основания их принятия, например, «на основе аята…», «на основе хадиса…», а затем позиционировать. Фетва должна выноситься как решение Совета улемов, то есть органа «ахль-сунна валь-джамаа» (людей Сунны и общины), то есть суннитов. Нельзя забывать, что большинство Духовных управлений России юридически зарегистрированы как суннитские, действующие в рамках ханафитского мазхаба. Вместе с тем фетвы Совета улемов должны максимально опираться на Коран, иджму (согласие общины) и кияс (аналогию), чтобы они признавались мусульманами всех мазхабов и толков.

В начале заключения должно указываться: «Совет улемов в качестве консультативного органа, “дающего советы правителям” [формулировка великого муфтия Египта и ректора университета “ал-Азхара” Мухаммада Абдо (1849–1905)] и умме, в своем стремлении сохранить значение Ислама как “универсальной религии для всех времен, всех мест и государств, и всех народов и наций” [формулировка муфтия ЦДУМ (1921–1936) Ризаэтдина Фахретдина (1857–1936)], вынес свое заключение о следующих современных суждениях, распространившихся в письменном виде, которые вносят смуту в единство российской мусульманской уммы».

В фетвах необходимо дать опровержения всем радикальным мнениям, способствующим дестабилизации ситуации как внутри уммы, так и Российской Федерации. Стоит отметить, что ЦДУМ в Уфе и ДУМД в Махачкале проделали определенную положительную работу по анализу религиозной литературы, выделили источники, имеющие, по их мнению, радикальную направленность. Однако зачастую эти выводы просто приводятся, а не аргументируются на основе Корана, Сунны и российского законодательства. Среди проблем, стоящих перед Советом улемов, можно назвать вопрос о недопустимости такфира, так как этот аргумент применяется произвольно против оппонентов. Также чрезвычайно сомнительной с точки зрения акиды и решений всероссийских мусульманских форумов 1900–1920-х годов представляется критика проектов единого Духовного управления мусульман России (например, «рассуждающие о единстве уммы — это пациенты психиатров»).

В последнее время, особенно в Татарстане, вызвала протесты книга имам-хатыба мечети «Тауба» г. Набережные Челны Идриса Галяутдина «Алланы бер дип таны» (Единобожие). Структура книги полностью совпадает со структурой одноименной книги «Китаб ат-таухид» («Книга единобожия») шейха Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба ибн Сулаймана ат-Тамими, основателя и эпонима ваххабизма. На страницах 5, 10, 13, 18, 19 и других автор высказывает жесткую позицию относительно тех, кто не выполняет ибадат (религиозные обряды). Последних автор сравнивает с животными и называет их кяфирами (неверными). На страницах 10, 54, 252 автор указывает на то, что посещение могил святых и установление могильных надгробий — это многобожие. На странице 114 содержатся идеи, ориентирующие читателя на борьбу с политическими режимами, которые нарушают мусульманский шариат. На страницах 190–194 в главе 38 автор развивает тему о том, что следование руководителям и ученым, считающим харам за халяль и халяль за харам, — это ширк и вероотступничество, их место, несомненно, в аду. Автор книги не ссылается на Коран, приводит слабые (недостоверные) хадисы.

Требует правовой оценки мнение Гейдара Джемаля о необходимости революции в среде российских мусульман. В заявлениях Совета муфтиев России и ряда авторитетных улемов указывалось, что нельзя использовать слово «революция» в отношении планов мусульманского общественного движения в России и нельзя призывать российских мусульман к революции.

Дискуссии вызвало мнение Совета улемов Чеченской Республики о разрешении физического уничтожения ваххабитов. На основании российского законодательства смертная казнь запрещена, и в шариате не предусматривается казнь за инакомыслие.

В последнее время широко используются словосочетания «национальный Ислам», «русский Ислам», «татарский Ислам» и т. д. На основании аятов и хадисов об универсальном наднациональном характере Ислама в трудах и выступлениях недопустимо использование этих словосочетаний.

Широко используется хадис про 73 общины, на которые расколется умма. В связи с тем, что ряд улемов (аль-Кардави и др.) определили, что вторая часть этого хадиса (войдет в рай только одна из групп) не является достоверной по своему иснаду, следует признать недопустимым использовать в полемике и диспутах с мусульманами вторую часть этого хадиса.

В целом эта программа действий Совета улемов носит предварительный характер и может стать предметом для обсуждения. Однако вышеуказанные вопросы свидетельствуют о том, что имеются многочисленные проблемы для решения. Поэтому перед Советом открывается широкий фронт деятельности…

А. Хабутдинов, Д. Хайретдинов

Другие статьи газеты читайте здесь

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.