В эти дни нижегородские татары-мусульмане со скорбью
вспоминают о событиях начала XX века.
87 лет назад деревня Семеновка (Семеновская)
Краснооктябрьского района области была
буквально залита кровью невинных жертв
политического террора. В 1999 г. на месте расстрела жителей и мулл деревни Семеновка был открыт
монумент памяти всех репрессированных за годы Советской власти мусульман.
Даже в
эти морозные дни к монументу приходят жители татарских деревень, чтобы почтить
память погибших.
Ежегодно мемориал в
Семеновке посещают тысячи мусульман из
разных уголков России, из Германии,
Финляндии и других стран, где живут
мусульмане выходцы с Нижегородчины.
ХРОНИКА
ТРАГЕДИИ В ТАТАРСКОЙ ДЕРЕВНЕ:
«К январю 1919 года общественные настроения в Семеновской
достигли пика недовольства.
12 января. Отряд реквизиторов, руководимый И.Богатовым,
прибыл в Пошатово и стал изымать ценности у части местного населения. В
Семеновской распространяются слухи: «Вот едет Чрезвычайка нас грабить».
13 января, середина дня.
Команда под руководством Богатова
сумела набрать ценностей у семеновцев и готовилась к дальнейшим реквизициям.
13 января, 17 часов. Около 200 мужчин (преимущественно
уроженцы Семеновской), проходивших воинскую подготовку в деревне, собрались в
несколько групп (по свидетельству очевидцев, по 8-10 человек) и двинулись к
центру. В руках одних были гармони, у других
— колья и вилы. Как было
установлено позже, огнестрельного оружия в рядах толпы не было ни у кого.
Раздавались выкрики: «Долой Советскую власть!». Почуяв неладное, члены местного
волостного совета быстро скрылись, зная, что призывники неоднократно и
обоснованно высказывали недовольство поборами членов их семей и протестовали по
поводу обращения с ними самими красных командиров. Тогда же был послан гонец в
соседнюю татарскую деревню Пошатово, где действовал вооруженный продотряд,
изымавший продовольствие. Тогда же председатель Семеновского сельского совета
И.Саотдинов верхом на коне направился в уездный центр Сергач для вызова
карательного отряда.
13 января, 18 часов 30 минут. Случайная встреча толпы с
группой комиссара Богатова из пяти человек, у дома З.Айнетдиновой. Словесная
перепалка и брань с обеих сторон, переросшие в потасовку. В ходе драки четверо
коммунистов, в том числе и сам Богатов были убиты, пятый тяжело ранен.
13 января, после 18 часов.
Разгоряченная дракой толпа
семеновцев двинулась далее к зданию волостного совета. Одновременно в Семёновскую
из близ расположенной татарской деревни Пошатово прибывает вооруженный
продотряд (сформированный в русской деревне Столбищи) в составе 20 человек.
13 января, около 19 часов.
Продотряд из Пошатово открывает
огонь по толпе, стоящей около здания волостного совета. На месте убиты трое
семеновцев, несколько человек ранены. Толпа разбежалась; люди бросились в свои
дома.
13 января, 20 часов
30 минут. Добравшийся до Сергача председатель Семеновского сельсовета
И.Саотдинов доложил председателю Сергачской уездной ЧК Н.И.
Михельсону об
инциденте в Семеновской, назвав его «восстанием кулаков совместно с молодыми
людьми, проходившими общее обучение». Немедленная реакция Н.И.
Михельсона:
уведомление о случившемся в Семеновской событии подчиненных ему так называемых
дружинников, разбросанных по деревням уезда с приказом прибыть в Семеновскую;
быстрый сбор вооруженного отряда чекистов в 17 человек, располагавшихся в
уездном центре, усиленного группой из 10 красноармейцев, и немедленный переброс
его в мятежную деревню.
 |
Монумент «Йа-Син»,
посвященный памяти имамов и мулл,
погибших в результате сталинских
репрессий 30-40-х гг., и всех мусульман,
пострадавших за идеалы Ислама |
13 января, 21 час 30 мин. Прибытие в Семеновскую из Уразовки
вооруженного отряда под командованием
И.Алеева в количестве 40 человек. Объединение их с 20 продотрядовцами и
окружение ими мятежной деревни с задачей не позволить никому покинуть обреченное
селение. Появление новых жертв: И.Алеев лично застрелил задержанного семеновца,
выяснив, что он — служитель исламского культа.
13 января, 22 часа. Прибытие в Семеновскую председателя
уездной ЧК Н.И.Михельсона и уездного военного комиссара Н.И.Санаева с отрядом
чекистов и красноармейцев. Объявление
Санаевым военного положения в деревне Семеновской и Семеновской волости со
всеми его последствиями для населения.
Повальные аресты жителей деревни, в том числе и не имевших
никакого отношения к событиям, в частности служителей исламского культа.
Концентрация их в здании местного волсовета. Начало внесудебной массовой
расправы над ними.
С 13 января на 14 января, ночь. Прибытие вооруженных
дружинников в количестве около ста человек в Семеновскую из иных деревень
Сергачского уезда (Красный Яр, Актуково, Кочко-Пожарки, Уразовка, Пошатово).
Дальнейшее заполнение здания волсовета лицами,
арестованными по выбору и
указанию вернувшегося из Сергача председателя местного сельсовета И.Саотдинова.
Произвольное выделение из их среды более 30 человек, названных наиболее
виновными в «кулацком восстании»,
отнятие у них всех ценных вещей (денег,
драгоценностей, всей одежды, даже очков) и их немедленный расстрел в помещении
волсовета. Продолжение арестов. Никаких допросов. Обвинение имамам в духе
времени: «Вы пьете нашу кровь».
14 января, утро. Жители деревни обнаружили раздетые (только
в нижнем белье) трупы своих расстрелянных земляков на снегу под окнами здания
волостного совета. Продолжение арестов и начало новой, более жестокой и
разнузданной полосы грабежей зажиточных жителей деревни Семеновской.
Установление Михельсоном незаконного громадного (размером в десятки тысяч
рублей на семью арестованного заложника) штрафа в пользу семей красноармейцев,
погибших в ходе стычки с семеновцами 13 января. В тот день было собрано с 17
дворов 36869 рублей. Немедленный расстрел заложников, чьи семьи оказались не в
состоянии внести установленную сумму, а также расстрел по «классовому признаку»
тех, чьи семьи принесли в сельсовет часть востребованных Михельсоном денег. Как
выяснилось позже, конкретными исполнителями «акций», то есть добровольно
взявшими на себя расстрел семеновцев, оказались девять конкретных лиц. Среди
них Н.И. Михельсон, М.И.Санаев, И.И.Алеев, А.Алимов и др.
14 января, день. Повсеместное разграбление вооруженными
людьми семеновских сельских дворов, вне зависимости от уровня их материального
состояния. Действует принцип не законного разбирательства и наказания, а
признания виновности всей общины, средневековый принцип круговой поруки и
круговой ответственности.
14
января, вторая половина дня. Захоронение более 50 расстрелянных в общей
братской могиле в урочище, разделяющем владения Семеновской и Пошатовой.
Среди них: 7 священнослужителей, 5 торговцев, остальные представляли крестьянство,
причем 2/3 из них были середняками и бедняками. Уничтожили и тех, кто копал
братскую могилу: посторонних молодых людей, даже не знавших, что происходило
в Семеновской.
Семьи погибших общим числом 202 человека остались без
кормильцев. Таким образом в деревне с общим населением около 2000 человек было
убито около 6% мужского населения, 10% осиротело, лишившись кормильцев, почти
все дворы оказались разграбленными.
14 января. 19 часов. Михельсон, находящийся в Семеновской,
получает (через уразовскую почту) телеграмму из Нижнего от Я.Воробьева: «На
телеграмму Вашу. Немедленно мобилизуйте всех коммунистов и подавите выступление.
Виновных расстреливайте без пощады на глазах толпы. Последующем сообщите
подробно и немедленно». По сути обретение командой Михельсона подобия некоей
«индульгенции» на дальнейшие беззакония.
15 января. По распоряжению губернских властей снятие с
Семеновской волости военно-осадного положения. Окончание расстрелов в середине
дня, продолжение незаконных поборов и грабежей.
Вторая половина января.
Внутренний анализ событий в
Семеновской в рамках губернской ЧК.
Предварительные выводы и обобщения. Твердая уверенность властей в своей
безнаказанности и их заинтересованность
скрыть произошедшее и замять вопиющие
проявления беззаконности. Применение мер устрашения жителей Семеновской.
Продолжение грабежей местного населения в Сергачском уезде чекистами и «активистами».»
О.Н. Сенюткина, проф.
НГЛУ
Во время
сегодняшней пятничной проповеди Дамир-хазрат
Мухетдинов обратился ко всем мусульманам,
пришедшим в мечеть на пятничный намаз, с
просьбой почтить память жертв репрессий. Прихожане
молились о погибших.
За погибших
за веру в эти дни постоянно читается
молитва «Шахида».
В своих
молитвах нижегородские мусульмане просят
Всевышнего Аллаха о том, чтобы ужасы
массовых репрессий начала века никогда не
повторились.