Опубликованное
на нашем сайте и в восьмом номере газеты «Медина
аль-Ислам» обращение председателя ДУМНО
Умар-хазрата Идрисова к муфтиям России с
призывом отказаться от этого сана, признав
главенство единого муфтия Равиль-хазрата
Гайнутдина, вызвало в мусульманских СМИ
волну недовольства.
Ответ
Харуну ар-Руси, вычитывающему между строк
то, чего там никогда не было, и
пропускающему то, что напечатано
Уважаемый
оппонент! Сайт Союза мусульманских
журналистов, поместивший Вашу критику на
предложение Духовного управления
мусульман Нижегородской области (ДУМНО),
был вынужден сам сделать предупреждение
читателям по поводу того, что автор
критикуемой Вами статьи – председатель
ДУМНО – никогда не был и не является
муфтием. Основной посыл статьи
председателя ДУМНО сводился к двум
моментам: во-первых, необходимости
объединения мусульман, актуальность чего
особенно ярко проявилась в свете нового
позиционирования церкви как единственной
идеологической системы во властных и
образовательных структурах России; во-вторых,
необходимости отказа от именования «муфтий»
всеми, кто не может в силу причин
шариатского характера быть таковыми, но из-за
историко-политического контекста
последних десятилетий так называется. По
поводу второй позиции мнение председателя
ДУМНО не является новым; в частности, оно
было высказано на научно-практический
конференции, проходившей в Нижнем
Новгороде 15 мая 2003 года и посвященной 10-летию
ДУМНО. Сборник докладов опубликован и
имеется в наличии в библиотеке ДУМНО. Тогда
У.Ю.Идрисов сказал следующее: «Само понятие
«муфтий» настолько искажено в нашей стране,
что требует вмешательства общественности.
Дело доходит до абсурда: открывается некое
новое Духовное управление мусульман,
председатель которого автоматически
становится муфтием. Дорогие братья и сестры,
задумайтесь над этой серьезнейшей
проблемой: мы перестали понимать, что
значит слово «муфтий». Председатель
рядовой структуры, обычный чиновник, пусть
даже и многоуважаемый в своей общине, пусть
трижды лидер и самый верующий в регионе –
не может стать муфтием просто так, потому
что возглавил мусульманское управление.
Это ведь совсем разные вещи – быть знатоком
шариата, да еще в такой степени, чтобы
правильно обосновать и издать решение по
вопросам шариата – или же быть прекрасным
организатором, политиком, лидером,
чиновником, бизнесменом, спортсменом – кем
угодно, даже имамом. Вовсе не любой имам, а
тем более не любой верующий мусульманин,
может претендовать на то, что в состоянии
принять фетву, т.е. быть муфтием. Мы потеряли
грань между этими понятиями, и это
накладывает отпечаток на разногласия в
умме, особенно между старшим и молодым,
более подкованным в религиозных знаниях,
поколениями». Таким образом, нынешний
призыв к многочисленным муфтиям России
отказаться от этого именования вполне
обоснован и логичен.
Не
новым является и мысль о необходимости
единения мусульман России. В одном из
программных материалов ДУМНО от 2001
говорилось: «О единстве среди мусульман не
пишет и не говорит только ленивый.
Руководством в этом напутствии служат и
аяты Корана, и хадисы Пророка (с.а.в.), и
изречения халифов и имамов и т.д. Как же
обеспечить так нужное всем нам единство?
Реально ли это? Ведь мусульманское
сообщество России - это более 40 народов,
говорящих на различных языках и имеющих
разную историю, в т.ч. историю принятия
Ислама и историю вхождения в состав России,
следовательно – разные национальные
интересы; в конечном счете, у нас разный
менталитет. Члены уммы придерживаются двух
суннитских (плюс шиитский) мазхабов,
проповедуют разные идеологии - в т.ч. разные
религиозные доктрины. Наконец, в России
невозможно компактное проживание уммы, что
опять-таки отрицательно влияет на задачи
установления единства.
Как
быть? Вывод напрашивается один: для
установления единства среди мусульман
России нужен единый центр управления, с
авторитетным и харизматическим лидером,
который работал бы на основе принципа «шуры»
(совета).
Кроме
того, важно заметить, что время
раздробленности Духовных управлений
мусульман - как единственных в глазах
народа и власти легитимных представителей
уммы - прошло, и сегодня важно не опоздать с
созданием такого нового центра, который бы
и возглавил процессы консолидации уммы.
Этот новый центр не должен быть
скомпрометирован ни тотальной
подчиненностью Государству – подобно
уфимскому ЦДУМ, ни узкорегиональным
мышлением и соответствующими
сепаратистскими задачами».
Вообще,
уважаемому оппоненту рекомендуем посетить
Нижегородскую соборную мечеть для
ознакомления с многочисленными
материалами, изданными ДУМНО в последние
годы; смеем думать, что в нашей библиотеке –
крупнейшей мусульманской библиотеке
России, по мнению директора Института
этнологии РАН В.Тишкова – он найдет немалую
подборку книг и статей, соответствующих его
интересам.
В
одном из своих выступлений от 2002 г. У.Ю.Идрисов
сказал: «Лично мне представляется
очевидным, что объединение мусульманской
уммы России вряд ли произойдет до тех пор,
пока из среды более молодого поколения не
проявят себя некие новые лидеры, именно
образованные как с религиозной, так и со
светской стороны, владеющие несколькими
языками, честные и принципиальные, имеющие
все необходимые для решения их сложнейшей
задачи качества.
Каковы
же критерии, по которым «народ», что
называется, «узнает своего героя»? Во-первых,
развитие исламской уммы России немыслимо
без справедливого решения чеченской
проблемы, так что представители «новой
волны» мусульманских лидеров должны будут
четко и недвусмысленно обозначить свою
позицию о необходимости скорейшего
прекращения кровопролития и насилия в
Чеченской Республике.
Во-вторых,
они должны будут категорически отвергнуть
национализм в Исламе, типа «татарского
ислама», или «чеченского», или «дагестанского»,
или «русского ислама» - как явления, прямо
противоречащего известным положениям
Корана и Сунны Пророка (с.а.в.). В связи с этим
необходимо уже сегодня сопротивляться
тенденциям дальнейшего этнического
разобщения, искусственно вводимым в жизнь
некоторыми общественными и научными
центрами.»
Этот
материал появился на свет, когда
Национальной организации русских
мусульман еще не существовало. Нам кажется
очевидным, что данная организация
появилась на свет только в силу того, что
либо ее лидеры, либо лидеры других, уже
существовавших мусульманских организаций
Вашего региона, не смогли сработаться или
договориться о принципах совместной работы.
Это не делает чести ни тем, ни другим.
Национализм, национальное разобщение и
создание организаций по национальному
признаку в Исламе неприемлемы ни на каких
основаниях.
Относительно
Духовных управлений мусульман мы заявляли
уже не раз, и позволим себе повториться: «Историческая
правда в отношении ДУМ состоит в том, что
данный институт был создан Российским
Государством не добровольно! Впервые эту
мысль высказал великий татарский богослов
и историк Шихабутдин Марджани,
пользовавшийся не дошедшими до нас
источниками, который считал, что создание
Оренбургского Магометанского Духовного
Собрания в 1788 г. было инициировано
Османским Халифатом, и было обусловлено
Кючук-Кайнарджийским мирным договором
между Россией и Портой.
На
всем протяжении существования
мусульманской уммы в составе Российского
Государства она подвергалась нескольким
волнам физического уничтожения,
насильственного крещения, социального,
политического и экономического подавления
и ассимиляции. Создание Духовного собрания
стало не «подарком» Государства умме, не
жестом доброй воли, а результатом
кровопролитных действий между Россией и
Халифатом, проявлением заботы о российских
мусульманах слабеющего и не имеющего иной
возможности их спасти Османского султаната.
Россия была вынуждена пойти на этот, крайне
опасный для нее, шаг, создав фактически
прообраз мусульманского правительства, «эмбрион»
автономной структуры.
Впоследствии,
естественно, Государство постаралось
всячески «выправить» этот шаг, ставя на
места муфтиев и имамов лишенных каких-либо
национально-религиозных целей
подконтрольных людей. Несмотря на всю
призрачность самостоятельности, Духовные
управления могли играть роль независимых
структур - в моменты слабости Государства.
Так было, скажем, в 1918 г., когда ОМДС дало
толчок созданию национально-территориальных
образований мусульман; или же совсем
недавно - в начале 1990-х гг. Тогда, путем «отпочкования»
от подконтрольных властям ДУМЕС и ДУМСК на
территории России были созданы
многочисленные региональные ДУМы, которые
в конечном счете и занялись реальными
процессами религиозного возрождения в
своих областях и республиках. Чтобы ни
говорили противники ДУМ, эти шаги - пускай
небольшие, не очень заметные поначалу, но
единственно возможные в нашей российской
антимусульманской действительности – эти
шаги давали возможность умме поступательно
двигаться вперед».
Председатель
ДУМНО не предлагал именовать Р.Гайнутдина «амиром
аль-му’минин» - Повелителем правоверных,
поскольку такое именование исторически
закрепилось лишь за халифами. В отличие от
своего оппонента, председатель ДУМНО
предложил мусульманским организациям – в
данном конкретном случае, Духовным
управлениям – объединиться вокруг
наиболее значимого центра. В противном
случае, убеждены мы, мусульман растащат на
региональные и «национальные организации»
и задавят поодиночке. Кроме того,
действующий председатель ДУМНО не является
назначенцем ни КПСС, ни КГБ. Даже если наш
оппонент страдает маниакальной
подозрительностью в отношении абсолютно
всех председателей Духовных управлений
мусульман - что вообще само по себе является,
мягко говоря, крайностью – он должен
помнить из курса новейшей истории, что все
современные Духовные управления, кроме
ЦДУМ в Уфе, созданы уже после развала и КПСС,
и КГБ, и СССР. Именно потому, что
председатели современных ДУМ стали тем, кем
они есть сейчас, только после 1991 г., говорить
об их поголовном внештатном сотрудничестве
с КГБ, или о том, что они назначены
неисламской властью, или что им «вменили в
обязанность» контроль над мусульманами – в
корне неверно. Вряд ли стоит прибегать к
логике критика, мысли которого крутятся
только вокруг подозрении всех и вся в
неправильности и джахилийстве (вероятно,
правильным оппонент считает только своих
приверженцев). Попробуем
указать Харуну ар-Руси на пример из жизни
сподвижника Пророка (с.а.в.), который убил в
бою человека из числа многобожников, перед
смертью успевшего сказать «нет Бога, кроме
Аллаха». «Он сказал это из-за страха смерти»
- оправдывался воин. Пророк (с.а.в.) укорил
его так: «А ашрахта садраху? – Разве ты смог
прочесть, что в его сердце?». Упрек Пророка (с.а.в.)
тот человек помнил до самой смерти.
Мусульмане
России – не джахили, и их имамы – не
марионетки. Если человек или группа людей
видят только себя «пупом земли», это
приводит к высокомерию, после чего следует
должное наказание Аллаха. Не разделяться по
национальному признаку, а объединяться по
признаку активности в Исламе – обязанность
всех мусульман, будь они татары, или
кавказцы, или русские.
Руководитель
аппарата ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов