Предлагаем
вашему вниманию выступление ректора
Нижегородского Исламского института им.
Хусаина Фаизханова, руководителя аппарата
ДУМНО Дамир-хазрата Мухетдинова на круглом
столе, посвященном Дню толерантности.
На протяжении тысячелетий огромное число людей по всему миру
исповедует единобожие — авраамические религии. В этом едины жители
Нижегородчины: христиане, мусульмане, иудеи. С точки зрения Священного Корана
мы все являемся «ахл аль-китаб» — людьми Божественного писания. Этот завет мы
свято чтим на нашей нижегородской земле. Поэтому ее миновали религиозные войны,
погромы и холокост.
В Поволжье, евреи всегда находили место для укрытия от
репрессий. Эта история началась в VIII века, когда евреи были изгнаны из
Византии и нашли прибежище в Хазарском каганате. Он охватывал в те времена
огромные пространства от Уральских до Карпатских гор и от Кавказского хребта
почти до тайги Восточной Европы. В 1906 г., несмотря на активное участие ряда
евреев в подпольных террористических дружинах православное и мусульманское
население Нижнего Новгорода и Казани грудью встало на защиту своих
сограждан-иудеев. В трагические 1940-е гг. евреи прежде всего из Беларуси и
Украины нашли свое прибежище в Поволжье, а после войны многие из них не
вернулись на свою былую Родину, где многие жители поддались антисемитизму в
традициях Богдана Хмельницкого.
Противный Богу лозунг «Юден фрай» (Свободно от евреев),
воспринятый многими в христианских регионах Европы, никогда не находил себе
места в мусульманском мире. Когда большинство государств Европы в годы
гитлеровской чумы закрыло двери для евреев, многие из них спаслись в
мусульманской Турции, о чем прекрасно пишет классик турецкой литературы Орхан
Кемаль. Да и ранее никогда в мусульманском мире, в отличие от католической
Европы, не уничтожались еврейские районы, и иудеи занимали высокие посты в
администрации мусульманских государств, были эмирами и парламентариями. Совсем
недавно на записи программы «Гордон 2030», посвященной роли Ислама в России,
прекрасный эксперт по Исламу, директор Центра арабских исследований Института
востоковедения РАН профессор Виталий Вячеславович Наумкин вспоминал о том, что
евреи из средневековой Испании спасались от инквизиции и учились в университетах
мусульманского аль-Андалуса.
Если вспомнить историю Хазарского каганата, чье влияние
простиралось почти на все Поволжье, включая Нижегородчину, то станет очевидно,
что именно в это время земли Поволжья впервые вошли в единую европейскую
экономику, возник «Великий Волжский путь». Пожалуй, самым знаменитым памятником
той эпохи являются арабские дирхемы, обнаружены при строительстве храма Христа
Спасителя в Москве. А в научной библиотеке им. Лобачевского Казанского
университета хранится рукопись Торы, выполненная на телячьей коже, и вывезенная
князем Потемкиным с хазарского городища Саркел. Но еще раньше приходит на землю
будущей России Ислам. В середине VII века начинается процесс распространения Ислама
на Северном Кавказе, а в 693 г. Дербент был занят арабами. Но в те годы иудаизм
оказался сильнее на государственном уровне, и хазарские каганы впервые прияли
единобожие в его варианте. Но практически одновременно в 730-е гг. началось
принятие Ислама булгарскими племенами, предками татар. Впрочем, и сегодня не
только клады, рассыпанные по Волжским берегам, являются памятниками той эпохи.
Ведь торг в Хазарском Итиле, пройдя чрез Булгар, Сарай и Казань, переместился
вначале под стены Макарьевского монастыря, а потом и в сам Нижний Новгород.
Сегодня, расширяя с новым губернатором области В.П. Шацевым экономические связи
Нижегородчины, в том числе и с мусульманским миром, мы не должны забывать
традиции Хазарского каганата, чьи экономические связи простирались на многие
тысячи километров.
Как говорят сами татары, их предки — вчерашние кочевники
научились торговать от евреев именно в те времена. Так что экономические навыки
татар-мишарей, возможно, имеют более чем тысячелетнее происхождение. Поэтому,
когда некоторым чрезмерным ревнителям Православия кажется, что крест был первым
символом единобожия, пришедшим на землю Поволжья, то им нужно напомнить, что
семисвечник, полумесяц и шестиконечная звезда в регионе имеют более давнее
происхождение. Не случайно, что в Черной палате Булгара, построенной в XIV
веке, шестиконечные звезды образуют узоры на потолке, смущая уже некоторых
чрезмерных ревнителей Ислама. Да, нынешние мечети и синагога в нашем городе
построены достаточно недавно, но Ислам и Иудаизм имеют более чем тысячелетнюю
историю на территории ПФО.
Поэтому сегодня мусульмане и евреи Нижегородчины
сотрудничают в религиозной и национально-культурной сферах. Мечети города и его
синагога, воскресные школы при них, телепередачи стали зримым символом развития
мусульманской и иудейской общин. Председатель еврейской религиозной общины Нижнего
Новгорода Эдуард Михайлович Чапрак является желанным гостем на наших
мероприятиях.
В Хазарском каганате, Волжской Булгарии, Золотой Орде,
Казанском ханстве и в Российском государстве наши предки всегда жили в мире и
согласии. Так пусть же это дух перейдет нам и нашим потомкам.