ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМНО
 
 
РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ
 
26.11.2022
Фаджр 06:14
Восход 8:04
Зенит 11:52
Зухр 12:30
Аср 13:54
Магриб 15:40
Иша 17:10
Скачать расписание [PDF]
г. Н. Новгород г. Сергач
 

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости


22-10-2022 С 31 октября по 6 ноября 2022 года в Нижнем Новгороде пройдет цикл мероприятий «Дни исламской культуры, науки и образования», приуроченный к 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии.
 

09-04-2022 В Московском исламском институте открывается аспирантура

29-09-2022 Нижегородский исламский институт имени Хусаина Фаизханова объявляет набор на очередные дополнительные общеобразовательные курсы 2022/23

 

 
 
   

Репортажи

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповеди


05-04-222 О достоинствах сухура. Проповедь
 

Дружба в Исламе
 


Отношение к родным в Исламе

 
 
10-12-2020 Права человека в Исламе

Более 14 веков назад Всевышний ниспослал Коран как руководство для всего человечества, а также послал последнего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, для призыва к истине и установлению наилучших взаимоотношений в обществе, основанных на уважении друг друга и справедливости. Таким образом, Благородный Коран и Сунна являются универсальными источниками, содержащими права и обязанности для всех людей независимо от их пола, социального положения, национальности и гражданства. Несмотря на ошибочное мнение некоторых о том, что о правах человека впервые заговорили на Западе, Ислам уже 14 веков тому назад дал человечеству готовый кодекс прав человека, о которых Запад еще даже не мечтал.



Автором этого кодекса является Всевышний Аллах, а права человека в нем – подарок человечеству. Людям свойственно ошибаться, поэтому они не могут в силу своей природы создать совершенный свод прав и свобод людей, полагаясь лишь на разум. Лишь Наисправедливейший Создатель одарил человечество идеальным сводом прав и обязанностей с целью сохранить в обществе честь и достоинство каждого человека, не допустить бесчестие, гнет и несправедливость. И никто не имеет права отменять или изменять закон Всевышнего, ссылаясь на неуместность или нерациональность, иначе он поставил бы себя выше Него. 
Следует отметить, что права людей в Исламе не противоречат общепризнанным правам и свободам современного общества, а наоборот являются универсальными, так как полны Божественной мудрости. Самое главное право человека на жизнь. Всевышний, наделяя человека этим правом, возложил на него вместе с тем ответственность за прожитую жизнь:
 «Благословен тот, в руках которого владычество и который властен над всякой вещью, который сотворил смерть и жизнь, дабы испытать вас, кто из вас лучше по своим деяниям» (Сура «Власть», аяты 1—2). 
Все люди равны в обладании этим правом, независимо от благосостояния, положения в обществе, национальной или иной принадлежности. И ни у кого нет права лишать жизни другого человека: 
«…кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (Сура «Трапеза», аят 32). 
Также человек не имеет права покушаться на собственную жизнь, т.е. самоубийство в Исламе считается одним из больших грехов: 
«И не убивайте самих себя» (Сура «Женщины», аят 29).
На достоинство человека в Исламе указывает тот факт, что Всевышний почтил человека разумом, сделал его наместником на земле и возвысил над другими созданиями:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника…» (Сура «Корова», аят 30);
«Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (Сура «Паломничество», аят 46).
 
Человеческое достоинство по Исламу означает, что каждый человек без исключения заслуживает уважения уже потому, что является человеком. Презрение, надменное отношение к людям – это высокомерие, которое считается в Исламе одним из грехов, ведущих в Ад. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку».
Ни в одной декларации прав человека не говорится о правах человека после его смерти. Только Ислам призывает уважать человека как при жизни, так и после смерти. Ислам предписывает подготовить тело должным образом к погребению и запрещает грубое обращение с телом покойного, сожжение и его вскрытие, кроме случаев, установленных законом. 
В Исламе человек наделен не только общим правом на жизнь, но и правом на частную жизнь. И в Благородном Коране есть на то указания:  
«Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей» (Сура «Свет», аят 27).
«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга» (Сура «Свет», аят 12). 
Так как Ислам затрагивает все сферы жизни человека, в том числе и экономическую, в главных источниках мусульманского права мы обнаружим ряд свобод и обязательств, касающихся этой области. В Исламе не просто каждый имеет право зарабатывать на жизнь разрешенным способом, сам труд считается добродетелью и одним из средств достижения довольства Всевышнего. В хадисе сообщается, что однажды мимо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, проходил человек с растрёпанными волосами, и сподвижники сказали: «Вот если бы он так трудился на пути Аллаха». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто трудится, чтобы прокормить родителей, тот на пути Аллаха, и кто трудится, чтобы прокормить детей, тот на пути Аллаха, и кто трудится, чтобы обеспечить себя, тот на пути Аллаха». Ислам предписывает мусульманам относиться к трудящемуся справедливо. Трудящийся должен своевременно получать плату за свой труд. В одном из хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: «Выплачивайте заработок наёмного рабочего до того, как высохнет его пот». Удивительно, но уже 14 веков тому назад, когда в мире повсеместно было социальное неравенство, а женщины даже в некоторых обществах совсем не имели никаких прав, Ислам дал всем людям одинаковые права иметь и распоряжаться своей собственностью. Как мужчины, так и женщины могут обладать своим имуществом, дарить или продавать его, передавать по наследству и т.д. Несмотря на ошибочное мнение об ущемлении прав женщины в Исламе, стоит отметить, что ее положение до Ислама было совсем далеко от идеального. Ислам же, наоборот, дал женщине такие права, о которых представительницы других общин того времени могли только мечтать. Кроме права обладать собственностью, женщина в Исламе имеет право на наследство. Ислам запретил принуждение к вступлению в брак, дав женщинам право свободного выбора супруга. Если же права мужчины и женщины в Исламе и отличаются чем-то, то эти отличия не из-за принижения достоинства женщины, а по причине разной природы и разного предназначения каждого из полов. В Коране сообщается о некотором преимуществе мужчин:
«Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно о всякой вещи» (Сура «Женщины», аят 32).
Но это преимущество касается имущественных прав и связано с большей ответственностью, возлагаемой на представителей мужского пола. Что касается достоинства обоих полов и положения перед Аллахом, то мужчины и женщины равны перед Всевышним, и только благочестие может возвысить одного человека над другим:
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Сура «Пчелы», аят 97);
«Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета» (Сура «Прощающий», аят 40).
 Мусульмане убеждены в том, что Ислам – религия истины, но несмотря на это, Ислам дает каждому человеку право на свободу вероисповедания, мысли и слова. В Коране заложен главный принцип веротерпимости:
«Нет принуждения в религии…» (сура «Корова, аят 256).
Что касается свободы мысли слова, то Ислам допускает открытое изъявление своих убеждений, даже если они касаются основных положений религии, но при этом запрещено посягательство на честь и достоинство других людей:  
«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог - один, и мы покоряемся только Ему» (Сура «Паук», аят 46). 
Свобода слова и мысли особенно защищается мусульманами, так как они знают, что пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам пришлось перенести, прежде чем они добились права говорить открыто о своих убеждениях.
Ислам всецело посвящен установлению прав и обязательств людей прежде всего перед Всевышним, а затем друг перед другом. В Коране можно найти множество аятов, регламентирующих права и обязанности людей в разных сферах – от личной жизни до общественного порядка. В завершение хочется лишь отметить, что, пожалуй, главное правило, которого следует придерживаться при регулировании отношений в нашем многогранном обществе, чтобы не ущемить ничьих прав, заложено в следующем аяте: 
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий» (Сура «Комнаты», аят 13).
 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу



Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.