Корреспондент
«Газеты» Надежда Кеворкова сделала ряд замечательных
репортажей из Ирана («Тегеран–2006»
1,
2 и
3), главное достоинство которых – объективное изложение
общественной ситуации. Один из первых пунктов,
интересовавших журналистку – положение с религиозными меньшинствами Ирана. С
учетом того, что Ислам как религия, исламский строй как государственный режим и
Исламская Республика как страна воспринимаются российской «элитой»
исключительно в негативном черно-сером цвете, признание истинного положения дел
дорогого стоит.
Еврейская община Ирана насчитывает порядка 25 тысяч
человек. В пропорциональном отношении не очень много, учитывая, что общее
население страны давно перевалило за 60 миллионов. Тем не менее, из репортажа
Н. Кеворковой следует, что в одном только Тегеране насчитывается 10 еврейских
средних школ – хотя немалая часть иудеев проживает за пределами столицы – в
Исфахане, Ширазе и др. Обратим внимание, как свободно эти граждане Исламской
Республики пользуются своей религиозной автономией: исламский суд при
рассмотрении дел евреев обращается к кагану; в случае противоречия иудейского
законодательства исламскому суд принимает решение в соответствии с законами
иудаизма; евреи вольны выбирать между исламским и иудейским религиозным судами в
случае претензий друг к другу; в вопросах семейного права однозначно
господствует иудейский религиозный закон. Кроме того, в репортаж не вошел такой
сюжет: эта небольшая религиозная община представлена в парламенте Ирана
депутатом, что закреплено Конституцией Исламской Республики. Несмотря на
непреодолимые противоречия между Ираном и Израилем, иранские евреи в своем
подавляющем большинстве являются истинными патриотами своей страны – Исламской
Республики. При всем антиизраильском векторе политической линии страны
антисемитизм как явление – судя по заметкам Надежды Кеворковой – напрочь
отсутствует в иранском обществе (хотя, еще раз подчеркнем, мало кто в России не
считает иранцев религиозными исламскими «фанатиками» и «фундаменталистами»).
Аналогичная ситуация – с другими религиозными
меньшинствами, будь то ассирийцы-несториане, армяне и другие христиане, а также
зороастрийцы. Не просто откровением, но фактическим призывом к обращению в Ислам
звучат следующие строки автора: «многие мусульмане жертвуют и на [православный]
приход, и на приют».
Сравним их с ситуацией в аналогичной сфере в нашей стране.
В Российской Федерации не менее 20 миллионов мусульман, из них татар и башкир –
больше 7 миллионов. Но в Москве имеется только 1 школа с татарским
этнокультурным компонентом (в столице Поволжья Нижнем Новгороде – ни одной). В
Приволжском федеральном округе – 20% мусульманского населения, но мусульмане не
включены в систему руководства ПФО. Русская Православная церковь пытается
восстановить свое господство во всех сферах жизнедеятельности общества – включая
такие, которые по действующему законодательству не могут иметь иной характер,
кроме светского, но мнения и нужды исламской уммы при этом никак не учитываются.
Мусульмане не имеют законодательно признанного и лимитированного за ними
представительства в парламенте РФ и иных органах власти, а сама попытка поднять
вопрос в этой плоскости вызывает целую волну исламофобии не только со стороны
православных радикалов типа
К.Фролова, но даже на уровне чиновников в структуре
управления ПФО
(г-н Пыков – советник полпреда по делам религий – впрямую и
публично угрожал мусульманам репрессиями всего лишь за их политическую
грамотность).
Ислам ассоциируется с мракобесием и ненавистью к другим
религиям, хотя на самом деле исламское законодательство изначально не может
нести ненавистнические установки к иудеям и христианам. На примере Ирана мы
видим, что исламское общество свободно как от проявлений антисемитизма, так и от
иных явлений религиозной и национальной вражды.
К слову – можно ли совместить такие положения в исламском
и православном мировоззрении, как: «И поистине ты узнаешь, что наиболее близки в
любви к верующим те, которые называют себя христианами – это потому, что среди
них есть монахи и иереи, и они не возгордившиеся» (Св.Коран, сура «Трапеза», 82)
– и: «Отрицаешилися всех льстивых и хульных учителей турецких, и всех
богохульных и блядливых басней Мухаммедовых, и по нем бывших всех, яже суть о
бозе всекованном… и яко богомерзка проклинаешь ли я?» (формула анафемы, из
современного учебника «Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм» —
авторы Юрий Максимов, Кирилл Смоляр; изд-во Храма пророка Даниила на
Кантемировской. — Москва, 2005.
— С. 125).
Как после этого обучать детей в школе основам православной
культуры, если учение Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) с точки
зрения отцов церкви – не что иное, как «богомерзкое блядство»? Понятно, что речь
идет о далеком средневековом прошлом, но ведь это представление перемещается в
наш век – и на вероучительном уровне, и даже в только что напечатанном учебнике.
Зачем так делать? О каком межконфессиональном мире после таких слов в адрес
нашей религии можно вести речь?
Опять мусульмане – особенно нижегородцы – после этой статьи
будут восприниматься в глазах иных деятелей в качестве нарушителей,
разрушителей, порушителей «мира и спокойствия». Но мы поднимаем больные темы не
для злорадства и провоцирования обстановки, а всего-навсего для вдумчивого и
объективного подхода к вопросам жизнеустройства нашего общества, которое мы
хотели бы видеть умиротворенным, истинно толерантным, разноликим и разноязычным,
многорелигиозным несмотря на «большинства» и «меньшинства», учитывающим интересы
конфессиональных сообществ даже на уровне судов и отношения к храмам… Мечты,
мечты! Сны о чем-то большем...
И снова нас будут обвинять в невесть каких грехах – скажем,
в продвижении идеи Исламской Республики! Не виноватые мы – это Надежда Кеворкова
сама «к нам пришла»… по Интернету. А мы уж, грешным делом, не смогли пропустить
этот факт без нашего дотошного комментария.
Аналитический центр
нижегородских мусульман «Амаль»