9 сентября
главный имам-мухтасиб Нижегородской области
Марат-хазрат Салахетдинов и имам-мухтасиб Пильнинского мухтасибата Ильхам-хазрат
Аллямов приняли участие в научно-практической конференции «Ислам идеология мира
и согласия между народами, противостояние террору и экстремизму в современном
мире», проходившей в селе Новые Зимницы Старо-Кулаткинского района (Ульяновская
область) в рамках первых «Хансаваровских чтений».
Участники и гости приняли участие в открытии новой мечети в
с. Ст. Кулатка, посетили комплекс захоронения семьи Хабибуллы-ишана Хансаварова,
краеведческий музей и мусульманские достопримечательности района.
Марат-хазрат Салахетдинов обратился к мусульманам области,
общественным и политическим деятелям, посетившим мероприятие, с приветственным
словом от лица председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова.
«С 2004 года на Нижегородской земле живет традиция
проведения научно-практической конференции в честь нашего выдающегося земляка,
ученого, общественного деятеля Хусаина Фаизханова. «Фаизхановские чтения»
помогли нам не только собрать множество материалов о жизни этого достойнейшего
сына Нижегородчины, но и объединить ученых, богословов, краеведов для более
широких исторических и научных изысканий, для совместного решения актуальных
вопросов жизни российских мусульман. Мне особенно приятно, что наш опыт был
подхвачен нашими земляками — татарами-мишарями, проживающими в Ульяновской
области. Верю, что «Хансаваровские чтения» также внесут ощутимую лепту в дело
объединения мусульман России, изучения духовных традиций наших предков и
коллективный поиск комплексных научных подходов к решению тех проблем, которые
ставит перед нами день сегодняшний! От души желаю организаторам этих чтений
новых открытий в деле изучения жизни и наследия Хабибуллы-ишана Хансаварова и в
деле дальнейшего укрепления мусульманской духовности наших соотечественников
посредством подобных конференций. Мира Вам и милости Всевышнего!», — отметил в
этой связи Умар-хазрат Идрисов.
Предвестником чтений стало проведение в прошлом году
юбилейных торжеств в честь 200-летия со дня рождения ишана Хабибуллы Хансаварова.
Имя известного суфийского наставника Хабибуллы-хазрата занимает особое место в
душах верующих ульяновской области. Он говорил о тех ценностях, которые не
утрачивают своей силы и значимости и сегодня. Организаторы конференции (которая,
по их словам, должна стать ежегодной) заявляют в качестве целей мероприятия
следующие: «возвышение роли мусульманских обществ провинции во внутрироссийском
межкультурном диалоге, пропаганду великого наследия отечественных деятелей,
популяризацию актуальных сегодня идей известных личностей Старокулаткинской
земли, знакомство с Исламом и мусульманской культурой широких слоев населения,
распространение достоверной информации о вероучении Ислама, создание
положительного образа Ислама и мусульман, рассказ о вкладе местных духовных лиц
в общемусульманскую сокровищницу и культуру» и др.
«Хансаваровские чтения» по замыслу организаторов, должны
«заставить российских мусульман задумываться об истинном предназначении
религиозных торжеств и, следуя заветам известных мусульманских деятелей
прошлого, среди которых заметное место занимает Хабибулла-ишан Хансаваров,
внести свой вклад в укрепление межнационального и межрелигиозного согласия и
веротерпимости, в укрепление понимания своей гражданской ответственности».
Искренне желаем нашим соотечественникам и братьям в Исламе
успехов в этом благом деле!
Ишан Хабибулла Хансаваров
(1805–1897)
Родился в деревне Новые Зимницы
Хвалынского уезда Саратовской губернии. Его отец Хансавар был состоятельным
благочестивым крестьянином. Одаренный мальчик сначала получает начальное
образование в начальном медресе родной деревни, а затем в известной тогда в
округе медресе дамуллы Аббас хазрата деревни Мосеевка (Муса авылы). Не
ограничившись этим, любопытный юноша проходит дальнейшее семилетнее обучение в
Чистопольском медресе, являвшимся тогда одним из передовых мусульманских училищ
Поволжья, директором которого был известный в мусульманской среде России имам —
Абдуль-гафур хазрат, являвшийся личным другом муфтия всей России Габдуссаляма
Габдульвахидова.
Вернувшись после завершения
медресе в родную деревню начитанный Хабибулла-хазрат избирается имамом третьего
прихода. Параллельно с имаматом Хабибулла-хазрат начинает обучать детей
прихожан, делая это ни из-за функциональной обязанности (ибо решением
Оренбургского Духовного собрания имамам давались и педагогические квалификации,
обязывающие заниматься обучением), а от чистого сердца.
Спустя
некоторое время Хабибулла-хазрат с помощью родных и состоятельных людей квартала
расширяет медресе, чтобы улучшить обучение. Именно с этого времени начинается
отсчет известного не только в округе духовного училища — «Медресе Хабибуллы
хазрата», ставшего затем «Медресе Хансаваровых». Прекрасное богословское
образование директора, искренность, рвение и самоотверженность педагогической
деятельности, щедрая помощь симпатизирующих богатых округа подняли авторитет и
качество медресе. Хабибулла-хазрат преподает освоенные за время своего обучения
дисциплины и внедряет известные ему методы преподавания — в медресе
преподавались теория арабского языка, мусульманское право, теология и суфийское
учение. Еще в недалеком Мосеевском медресе через своего учителя Рафик-хазрата,
являвшегося мюридом-послушником известного оренбургского ишана Шахи-ахмеда,
Хабибулла-хазрат приобщается к суфизму — пути духовно-нравственного
совершенствования в Исламе. Директор чистопольского медресе тоже был суфием и
это тоже способствовало еще большему практической стороны этого пути ...
Но деятельность Хабибуллы-хазрата
не ограничивается руководством внутримечетской службой, отправлением обрядов на
домах прихожан и обучением. Он углубляет свои знания суфийского учения,
переписывает книги, пишет комментарии на арабском языке к законоведческим и
суфийским трактатам.
Учениками его медресе и
прихожанами возглавляемой им мечети были не только жители родной деревни и
близлежащих сел, но Кузнецкого, Николаевского, Новоузенского уездов Саратовской
губернии, других уездов и губерний Поволжья. Хабибулла-хазрат стал в округе
ишаном — представителем главы братства, находившегося в священной для всех
мусульман Мекке. Законность такого представительства закреплялась письменным
подтверждением и посохом, принесенным ему из Мекки от главы братства — ишана
Мухаммеджана Мекканского.
Ишаном называли в Средней Азии и
в России почитаемых духовных лиц — руководителей суфийских братств. Они являлись
окормителями, духовной опорой тысяч мусульман, проживающих на больших
территориях, и нередко играли активную, а иногда и ключевую роль в жизни
мусульманского сообщества России и Средней Азии.
Хабибулла-хазрат Хансаваров
являлся ишаном накшбандийской ветви суфизма. Накшбандия практикует в поклонении
тихий зикр, т.е. мысленное (сердцем) поминание имени Аллаха. И это является не
столько процессом умерщвления плоти и «объездкой» плотской души, сколько
духовным очищением и полировкой — воспитанием сердца. Члены Накшбандии женятся,
воспитывают детей, вступают в контакт с властями, активно трудятся как для
своего, так и для общего блага.
Хабибулла-хазрат являлся
прогрессивным для своего времени духовным лицом: либеральное отношение к
государственной власти в лице императорского правления, уважении к родному
языку, поощрение торговли — таковым было кредо его жизни.
Главная заслуга Хабибуллы-хазрата
в том, что он был просветителем — организовал и содержал известное на всю округу
медресе, многие выпускники которого стали имамами и муэдзинами мечетей,
занимались обучением детей. Существует предание, что более 300 выпускников
Хансаваровского медресе стали имамами. Кроме этого из стен Хансаваровского
медресе вышли люди, которые, став состоятельными, занимались благотворительной
деятельностью — строили мечети и медресе, выпускали книги, работали в редакциях.
Во время длившегося добрых 25 лет
директорства сына ишана — Абдулвахида хазрата — получившего образование в
медресе самого Шигабуддина Марджани в медресе были введены некоторые новые
предметы, такие как арифметика, бухгалтерский учет, история татарского народа.
45
лет Хабибулла хазрат прослужил имамом третьей мечети. За все время службы он
показал себя образцовым имамом и настоящим духовным наставником. Лишь достигнув
80 лет, он передает имамство своему сыну Абдулвахидe-хазрату, и решает последние
годы жизни полностью посвятить обучению других. Но его обучение не было
загнанным только в стены медресе.
Еще добрых 17 лет также и в годы
официального имамства ему суждено было учить и воспитывать, готовить людей,
посвящающих себя служению Исламу и людям. Школой, классом, где он обучал людей
быть благочестивыми, праведными были не только класс медресе или кафедра мечети,
урок в медресе или час проповеди в мечети. Его школой, классным часом были
каждый месяц и каждая неделя, каждый день и каждый час. Потому что, будучи
имамом и мударрисом, оставаясь только директором и старшим преподавателем
медресе Хабибулла ишан активно вел подвижнический образ жизни, делая все
возможное, чтобы спасти других из бездны безверия и пустоты, греха,
безнадежности и бесполезного существования.
Имамы остальных шести приходов
Зимниц и духовные лица близлежащих деревень шли к нему за советом и
благословением. Богатые округа торопились добиться его благосклонности и
отдавали своих детей учиться в его медресе.
Мечеть и медресе Хансаваровых
стало не только духовно-просветительским центром мусульман округа, но и местом
социально-экономической защиты и реабилитации. Сотни нищих, обездоленных,
больных и калек, вдов и бездетных находили здесь приют и помощь. Десятки детей
рядовых бедных людей учились и содержались бесплатно, а после завершения учебы
для них в приходах находили должности имамов, муэдзинов или учителей.
Память о Хабибулла-ишане —
человеке с большой буквы жива в памяти не только односельчан, но уже которого
поколения жителей близлежащих районов и областей.
(Материал из буклета,
распространявшегося на мероприятии)