Предлагаем
Вашему вниманию выступление ректора Российского исламского университета Ильдуса Котдусовича Загидуллина на секции «Религиозное измерение межкультурного
диалога» международной конференции «Диалог культур и межрелигиозное
сотрудничество» (Нижний Новгород, 8 сентября 2006 г.), следствием которого
стал, по выражению некоторых СМИ,
«скандал, завершивший международную конференцию» — «на последнем пленарном
заседании, прошедшем 8 сентября, в присутствии гостей из Европы разразилась
дискуссия на повышенных тонах по поводу введения в школах в некоторых регионах
России предмета «Основы православной культуры».
«На нашей секции выступающие говорили о плюрализме в области
культуры, об ответственности духовных лиц за обеспечение межрелигиозного
сотрудничества, за сохранение гражданского мира в современном обществе. В
продолжение этой темы хотелось бы поделиться с некоторыми мыслями по выработке
механизмов межрелигиозного сотрудничества.
В Российской империи государство взяло на себя обеспечение
общения между руководителями различных религий. Переписка между ними
осуществлялась через властные структуры. Руководители конфессий встречались
разве что на коронациях российских государей, или во время встреч царя в
регионах с представителями местной власти и общественности, или на политических
торжествах. Поэтому сама постановка вопроса о межрелигиозном сотрудничестве для
России является новым социокультурным явлением. В последние годы, благодаря
усилиям светских властей, стали привычными встречи на общественно–политических
мероприятиях, конференциях руководителей различных религий. Вот и на сегодняшнем
форуме мы наблюдаем аналогичное явление. Это весьма похвально. Мне хотелось бы
сфокусировать внимание на нижнем звене священнослужителей. Как и среди других
категорий населения, среди священнослужителей существуют определенные
предубеждения относительно последователей других вероучений, вызванные, на наш
взгляд, следующими факторами:
- истинностью своего вероучения;
- историей взаимоотношений между религиями в целом и в
России в частности;
- незнанием основных постулатов других религий;
- отсутствием общения с представителями других вероучений.
На последних двух факторах хотелось бы остановиться по
подробнее.
Наиболее осведомленными о других авраамических религиях
являются, благодаря Корану, мусульмане. Между тем в условиях поликультурности
священнослужители должны стремиться больше знать о вероучении и традициях других
вероисповеданий.
На курсах повышения квалификации или переподготовки
священнослужителей можно было бы, с учетом этноконфессиональной ситуации в
регионе, вводить учебные дисциплины «История религий» и «История и культура
народов края», в которых обращалось бы внимание на историю распространения и
взаимоотношений религий, на культурные особенности этнических групп. Дело в том,
что в советской школе, а сегодняшние священнослужители в большинстве своем
являются выпускниками советской системы образования, изучалась лишь история
российской государственности и русского народа, игнорировалась роль религий в
развитии культуры народов России. В этой сфере и сегодня положение оставляет
желать лучшего. Здесь хотелось бы предупредить о другой крайности, которую
также нужно учесть. Учебные предметы должны быть направлены именно на
ознакомление, на формирование уважительного отношения к самобытности культур
народов, и не стать почвой для последующей миссионерской деятельности.
Данный вопрос актуален и для российской уммы. В 1990-е гг.
в учебных планах медресе вышеназванные учебные дисциплины отсутствовали. Это —
во–первых. Во-вторых, сегодня часть приходского мусульманского духовенства
составляют лица, получившие религиозное образование в мусульманских
государствах. Поэтому эти курсы важны также для их адаптации, интеграции в
российское сообщество.
Востребованной представляется выработка форм
систематического общения между священнослужителями различных конфессий на
областном, республиканском уровнях, и даже на уровне районов. Это направление
находится пока на начальной стадии.
В конце XIX в. в Российской империи мусульмане составляли
11 % населения, основная часть которых расселялась на окраинах. Во внутренних
губерниях их удельный вес не превышал 3 %. Сегодня отечественная экономика не
может обходиться без дешевой неквалифицированной рабочей силы, поступающей из
соседних республик. Не за горами тот день, когда в отдельных поселениях
мусульмане-нетатары будут составлять значительную часть жителей. Поэтому
уважение к самобытным традициям и плюрализму в мировоззрении является залогом
мирного сосуществования религиозных общин. Священнослужители стоят в авангарде
межрелигиозного сотрудничества, от их корректности и уважительного отношения к
другим вероучениям во многом зависит микроклимат в поселении.
Возрождение религиозного профессионального образования
является важнейшим достижением постсоветской России. В религиозных
профессиональных учебных заведениях, помимо курса «Истории религий», востребован
курс по истории и культуре народов региона и др. Для этого удобно
воспользоваться разработанными программами по специальности «Теология».
В советский период вопросы религиозного воспитания и
укрепления толерантности были «успешно» разрешены путем изгнания церкви из
общественной и культурной жизни. Религия в основном стала уделом лиц
пенсионного, преклонного возраста, объективно лишенных возможности воздействия на
общество. За эти десятилетия выросло несколько поколений атеистов.
Сегодня в России наблюдается трансформация атеистического
общества в светское. В нашем понимании светское общество — это общество,
несущее свет.
На форуме прозвучал тезис о том, что XXI век станет
столетием религий. Мы должны быть готовыми к вызову времени. Название
европейского форума «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество» означает
равноправный диалог культур и равноправное межрелигиозное сотрудничество.
Недавно проявилась тенденция неравного отношения светских
властей к религиям: местные органы образования ряда областей Центрального
федерального округа одновременно приняли решение о введении в средней школе,
начиная с этого учебного года, курса основы православной культуры. На мой
взгляд, с учетом поликонфессиональности российского общества и светского
характера средней школы желательно на факультативной основе вводить курс
«Культура традиционных религий России» или курс «История мировых религий». Это
предложение прошу внести в итоговый документ нашего форума.
Благодарю за внимание».