Святость и величие невозможно оценить никакими деньгами. Но
мы все же попытаемся
13 миллионов 730 тысяч рублей
– таков официальный бюджет изготовления и установки памятника «основателю
Нижнего Новгорода святому великому князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону Суздальскому». Итак, официальная версия, безусловно несущая
идеологический подтекст, возобладала: честь основания нашего города присвоена
князю Георгию Всеволодовичу, в то время как все альтернативные версии – а их
немало – отвергнуты как несостоятельные.
Между тем реальная история региона полна гораздо более
интересных сюжетов, и их современная интерпретация могла бы позволить властям
выстроить совершенно иную, разноцветную и многовекторную картину нашего поистине
уникального региона. Об этом мы писали не один раз, но, по всей видимости,
напрасно. Конечно, от идеологического выбора властей истина не перестанет быть
истиной, и поэтому имеет смысл повторить некоторые сюжеты, мало освещенные в
нынешних учебниках по истории.
Так, золотоордынский хан (1422-1437 гг.) Улуг-Мухаммед не
менее князя Георгия достоин памятника. Правда, основанные им Казанское и
Касимовское ханства лежали вне пределов Нижегородчины, зато процесс этот
управлялся из Нижнего Новгорода. В 1439 г. хан поселился в нашем городе, выдав
через три года ярлык на Нижегородское княжение Даниилу Борисовичу (сыну
последнего правителя независимого Нижегородского великого княжества). Таким
образом, первый вклад Улуг-Мухаммед в историю нашего города – восстановление его
независимости.
В 1445 г. хан снова прибыл в Нижний Новгород, и засел в
Старом городке «как дома» (цитата согласно русской летописи). Вот вам и второй
вклад хана в историю (точнее, историографию) Нижнего: есть веские основания
полагать, что этот Старый городок соответствовал Ибрагимову городку времен
Волжской Булгарии.
Вернувшись из похода в Муром, хан «укрепился здесь
окончательно, так что хотел сделать Нижний своей столицей» (Милотворский И.А.).
Очевидно, если бы это произошло, история Татарстана выглядела бы сегодня
совершенно иначе.
Более того, проф. В.Вельяминов-Зернов, и вслед за ним
современный ученый С.Алишев, считают, что Улуг-Мухаммед вовсе не «ходил до
Казани» после 1437 г., а избрал себе постоянным местопребыванием Нижний
Новгород, где и жил до 1445 г. включительно; ханство же в Казани было основано
его сыном. Следовательно, наш город и хан Золотой Орды, энергичный и видный
государственный деятель, связаны так прочно, что без памятника здесь никак не
обойтись.
Переходя еще дальше в глубь веков, нельзя не вспомнить
величайшего русского историка XVIII в. В.Н.Татищева, писавшего в своем труде
«История Российская» о том, что на месте Нижнего находилось булгарское
поселение: «Князь великий Юрий заложил град от болгор на усть Оки реки, имяновав
его Новград Нижний, бе бо ту первее град болгорский». Смутные предания,
повествующие о самой глубокой древности региона, называют имя города,
предшествовавшего Нижнему Новгороду – Ибрагимов. Легенда же, приведенная
Н.Храмцовским, рассказывает о событиях 1171 г.: когда Ибрагим узнал, что на него
идет отряд владимирцев, он укрепил свою крепость, выстроив дополнительное
укрепление в виде вала. Владимирцы потребовали подчинения и отпадения от
Булгарии, и Ибрагим послал гонцов с просьбой о помощи. Но помощь не подошла,
Ибрагим ударил первым, проиграл, и город был занят.
Вполне очевидно, что эмир Ибрагим (личность настолько же
легендарная, насколько и историческая, по полной аналогии с личностью князя
Георгия) вполне достоин отдельного памятника, который увековечил бы и эмира, и
древних насельников Волги булгар, и труды Татищева.
В фольклорных легендах, собранных Н.И.Храмцовским,
используется двойное название с применением еврейского и мусульманского имени:
Ибрагимов или Абрамов городок. Это свидетельствует о том, что фортификационная
крепость в устье Оки существовала со времен Хазарского каганата, и представлял
собой последний пункт великого Волжского торгового пути, находившийся в сфере
влияния Хазарии. На карте каганата Л.Н.Гумилева северная граница этого
государства проходит от места впадения Вятки в Каму, далее на запад по Каме и
Волге вплоть до устья Оки, далее севернее Оки. Мнение известного этнолога
основано на ценном источнике: письме хазарского царя Иосифа советнику
кордовского халифа Абд ар-Рахмана III, где среди народов, подчинявшихся
каганату, мы видим буртасов, булгар, сувар (предки чувашей), марийцев
(черемисов), и часть восточных славян – вятичей, живших в верхнем течении Оки.
Таким образом, вполне можно представить себе фигуру
волго-окского тудуна или булшци (титул представителя центральной власти Хазарии
на местах) Абрама, а чтобы такое представление носило характер визуального, надо
просто изваять памятник этому легендарному сыну славного поволжского народа –
хазар.
Памятники ордынскому хану, булгарскому эмиру и хазарскому
наместнику не просто внесут ясность в историю нашего города, но и восстановят
справедливость в отношении таких великих исследователей прошлого, как Татищев,
Вельяминов-Зернов и Гумилев.
Уверены, что средства на это благое дело найдутся – судя по
памятнику князю Георгию и святителю Симону, денег в нашей стране настолько
много, что власти порой с трудом могут их куда-либо пристроить. Тем более что
святость и величие, как известно, невозможно оценить никакими деньгами.
Духовное управление мусульман Нижегородской области