В самом центре России, в
Нижегородской области, есть удивительное место. На административной карте оно
обозначено как Краснооктябрьский район, но местные жители называют свою родину
не иначе как Мишаристан. Потому что именно здесь находятся земли татар-мишарей.
Попадая на эти земли, оказываешься в другом, отличном от российской
действительности, мире.
Мишарские деревни - огромные, чистые,
с добротными большими домами. Наверное, этот регион - один из немногих, где
молодежь остается жить, а не уезжает в большие города. По хорошо
заасфальтированным улицам мимо мечетей проезжают на роликовых коньках смеющиеся
дети. В школах полно учеников, работают многочисленные секции. А в одной из них,
в селе Большое Рыбушкино, или по-татарски Зур Рыбисще, успешно тренируется и
побеждает на многочисленных состязаниях команда ребят, борющихся на
поясах-курашах (на фото справа).
Если сравнивать деревни мишарей с
соседними деревнями, в которых живут русские, то статистика говорит не в пользу
последних. К сожалению, русские деревни вымирают, люди в них спиваются, в
покосившихся хижинах доживают свои последние дни морщинистые старики. Проезжаю
мимо русской деревни и сердце сжимается – такой мощный контраст по сравнению с
татарскими селениями. Алкоголь делает свое дело. Смертность побеждает
рождаемость, молодежь уезжает из этих деревень при первой же возможности.
Религиозная составляющая в мишарских
деревнях тоже достаточно сильна – без религии здесь никто и шагу не ступит.
Любое дело начинается и заканчивается молитвой, а мечети по пятницам полны
людей.
Кстати, говоря о мечетях, нельзя не
сказать спасибо татарскому народу, сохранившему такие культурно-исторические
памятники, как двухсотлетние деревянные мечети. Многие из них были уничтожены
при Советской власти, но некоторые все же сохранились. Заходишь в такую мечеть -
и вдыхаешь старину, чувствуешь, что она хранит в себе дух молитвы предков.
Наряду со старыми мечетями, в Мишаристане постоянно возводят новые. А в деревне Медяна, которую местные
ласково называют Медина (один из священных городов Ислама), построен самый
настоящий религиозный комплекс, с огромной мечетью, гостиницей, музеем, медресе
и поликлиникой. Последняя стала огромной помощью для жителей Медяны, так как в
ней есть современное оборудование и постоянно работают врачи-специалисты. При
этой мечети для детей организовано преподавание не только основ религии, но и
арабского и английского языков.
Ислам в этом краю влияет и на
внутрисемейные отношения. В мишарских семьях всегда много ребятишек
(на фото слева); младшие
уважают старших; уже взрослые дети ухаживают за своими престарелыми родителями.
Есть среди мишар и долгожители – мне довелось познакомиться с двумя столетними
бабушками.
Одна из них, жительница деревни
Семеновка Зайда Юнисова, 1909 года рождения, не смотря на свой преклонный
возраст, постоянно молится, знает наизусть многие суры из Корана. По-русски она
уже почти не говорит, но зато свободно общается, читает и пишет по-арабски. Ведь
раньше все татары учили арабский язык, да и дореволюционный татарский тоже
писался арабскими буквами. И каково же было мое удивление, когда я увидел в
российском паспорте Зайды ее роспись на... арабском языке (на
фото справа)!
Вторая бабушка - Алимя Имаметдинова
из села Красная Горка, - в свои сто лет даже успевает помогать людям. Она
рассказала, как несколько лет назад она молилась Богу, чтобы Он забрал ее к
себе. В ответ на ее молитвы, к ней явился Пророк Мухаммад (мир ему!). Он
погладил ее по голове и сказал, что ее час еще не настал, и посоветовал, чтобы
она не отчаивалась, а помогала людям, вознося о них молитвы. С тех пор мишари
приходят в дом к Алиме, спрашивая ее совета и дуа.
Несмотря на заботу о стариках и
детях, в Краснооктябрьском районе функционируют и Дом престарелых, и Детский
социальный приют в селе Салганы. Дом милосердия, как его еще называют, в деревне
Уразовка, представляет собой печальное зрелище. Старики, среди которых более
половины мишарей, содержатся в ужасных условиях. Местные татары неоднократно
просили власти закрыть этот Дом престарелых и предлагали разобрать стариков по
семьям, но положительного ответа так и не получили. Значит, существование этого
заведения кому-то выгодно... Та же самая ситуация и вокруг детского приюта. И
тут хочется поставить в пример имама-хатыба мечети и председателя РОМ села
Пошатово Марата Салахетдинова, который в этом году усыновил двух детей из
нижегородского детдома.
Мишарский край богат известными
людьми. Это и футболист португальского «Спортинга» Марат Измайлов, и местный
татарский поэт Ахмад Беюсов, и известный исламский деятель, главный редактор
Издательского дома «Медина» Дамир Мухетдинов, и скульптор Рефек Ниазбаев и
многие другие.
Мишари бережно хранят свои традиции.
Это видно во все: и в разговоре, и в поведении, и в кухне. А готовят татары
превосходно. Еще никто не уходил из их домов, не отведав вкусных перемячей или
конской колбасы – казы. За этой колбасой сюда даже из Москвы приезжают.
Но что интереснее всего,
татары-мишари, не только чтут свои традиции, но хранят и уважают русские. Те
традиции, которые забыты во многих русских деревнях. Во время меджлисов, поминок
или других семейных событий, на татарских столах дымят самовары, а сами мишари
пьют чай из блюдец (на фото слева). За мой более чем десятилетний опыт поездок по России, такое
я встречал разве что в туристических центрах, рассчитанных на посещение
иностранцев. А здесь так живут, здесь это часть традиции татарского народа,
одного из самых многочисленных народов Российской Федерации.
После двух недель, проведенных в
Мишаристане, у меня накопился богатый фотоматериал, который я уже неоднократно
показывал в Португалии и Испании. И для европейских мусульман было настоящим
открытием узнать, что в самом сердце России, существует такая земля единоверцев,
о которой мало кто знает. Многие смотрели на снимки деревянных мечетей и
восхищались увиденным. Уже не один человек изъявил желание посетить
Нижегородчину.
Да и сейчас внимание европейцев
приковано к событиям в Нижнем Новгороде вокруг Соборной мечети. Здесь искренне
не понимают, почему местные власти не могут предоставить место для молитвы
мусульманам, а вместо этого собираются построить станцию канатной дороги и
автопарковку. «Мы надеемся, - сказал шейх Давид Мунир, представитель исламской
общины Португалии, - что власти и руководство мечети достигнут взаимопонимания в
этом вопросе. Португальские мусульмане будут молиться о благополучном разрешении
этой проблемы».
Мишарские земли я покидал с тяжелым
чувством. За проведенные здесь две недели многие мишари стали мне почти родными.
Уезжать мне не хотелось. Проведя в путешествиях не один год и посетив около
пятидесяти стран мира, мне хочется снова вернуться и пожить некоторое время лишь
в трех-четырех регионах нашей необъятной планеты. И, к мой полной неожиданности,
Мишаристан стал одним из таких мест. Земли татар-мишар с их гостеприимными
жителями частенько приходят ко мне во сне, манят к себе. Кто знает, - может
быть, мы еще встретимся!
Влад Сохин
Португалия,
Лиссабон