Выходные эти я провёл в родовом ауле Большое Рыбушкино (Нижегородская область) – это по-настоящему лучшее время жизни. Сколько бы ни видел других стран, интересных городов и дворцов величественных мечетей – нет для души ничего ближе, чем родовое гнездо, свои старики, свои дети, друзья детства… Малая Родина.
Аллах в Коране неоднократно указывает человеку: будь халифом в своём маленьком кругу, в семье, среди близких… будь пастырем для слабых и маленьких, помогай старшим… Кажется – какие простые истины! Кажется – как легко их исполнять!
Но отчего тогда в мире столько одиноких и несчастных людей?...
Но вернусь мыслью в родной аул. Там я провёл таравих в качестве имама, принял участие в джума. К себе домой пригласил нескольких аксакалов на ифтар - разделить трапезу с моей семьёй… Очень приятная атмосфера везде: и на таравихе и на джума… под двести человек! Из них - тридцать процентов это дети и молодёжь.
Причём, в наши дни большая часть деревни соблюдает пост - везде ифтары по деревне. Так складывается ЛАД нашей жизни. Это я вспоминаю известную книгу русского писателя-деревенщика Василия Белова «Лад». Кто не знает, полистайте её. Он с ностальгией описывает быт и нравы своих предков и земляков, обитателей Русского Севера. Главным в жизни у них был именно Лад – порядок во всём, мир с Богом, с природой, с соседями… Этот Лад русская деревня на глазах у Василия Белова практически теряла… Это трагедия.
Так и для нас, мишар Нижегородчины, было бы трагедией потерять Лад своей жизни. Но вот не теряем же! И это так отрадно.
Хочется, вспоминая об этом сказать лирически и душевно: самый лучший таравих и самый лучший ифтар для меня - в родном ауле. И поблагодарить за это всех моих близких и односельчан.
Но – всё-таки я получил образование политолога и не удержусь от политологической формулы: сохранить деревенский уклад с его Ладом необходимо в современном мире, даже если деревня экономически не так важна, как ранее.
Во многих развитых странах сельское хозяйство убыточно, продукты завозятся из южных дешевых регионов. Но сохранять деревенский укЛад необходимо из соображений геополитики: здесь сохраняется естественный образ жизни народа.
Так что вот вывод: нам в России необходима осознанная всем обществом глобальная политика сохранения и развития сельского укЛада жизни. Для всех народов: тюркских и славянских, финно-угорских…
Говоря по-солженицынски, это и есть «сбережение народа».
http://damir-hazrat.livejournal.com/