Именно с таким вопросом обратились мы к почетному президенту
Европейского мусульманского союза Невзату Ялчинташу и к участникам проекта
«Рамазановские чтения» Вячеславу Али Полосину, Тауфику Ибрагиму, Айдару
Хабутдинову. Верим, что в преддверии Всероссийского мусульманского форума,
основной темой которого обещает стать проблема единения мусульманской уммы
России, создания единого духовного управления и возможности избрания единого
муфтия, мнения этих уважаемых ученых позволят вам, дорогие читатели,
сформировать свое суждение на этот счет
Невзат Ялчинташ — почетный президент Европейского
мусульманского союза, вице-президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ:
Я считаю, что в России должен быть только один — верховный
муфтий! Именно так обстоит дело, например, в Турции: у нас есть верховный
муфтий. Он является алимом и знатоком Ислама. Во всех городах, где проживают
мусульмане, есть представители верховного муфтия, назначаемые им самим. Если во
всей России у вас будет только один муфтий — которого вы будете называть
верховный муфтий, шейх уль-Ислам или как-то иначе, — а во всех городах с
мусульманским населением будут представители верховного муфтия (которые будут
следить за состоянием мечетей, координировать жизнь приходов), то жизнь
мусульманской уммы будет хорошо организована.
Вячеслав Али Полосин — религиовед, доктор филос. наук,
кандидат исторических наук, советник председателя ДУМЕР:
Конечно, муфтий должен быть один. Это ненормально, когда в
стране муфтиев очень много. У нас есть три крупных центра — Центральное
духовное управление
мусульман, Совет муфтиев и Координационный центр мусульман
Северного Кавказа. И если в первом хотя бы есть вертикаль власти, то другие два
— рыхлые в общем-то структуры, которые сложно координировать.
Раздвоение личности имеет медицинское название —
«шизофрения», поэтому, конечно, российский Ислам должен иметь одного реального
муфтия, который выступал бы от всех. Вот только практически это сегодня очень
сложно достижимо, особенно учитывая непримиримую позицию муфтиев.
Кроме того, речь здесь идет не только о личных пожеланиях
того или иного муфтия, но и о тех силах, которые стоят за ними. Нередко это
силы, которые стараются не допустить единства мусульман именно для ослабления
уммы. Смотрите: патриархия без проблем заключила договоры со всеми
министерствами — и силовыми, и министерствами культуры. А когда мусульмане
попытались сделать то же самое (в частности с МВД), они получили отказ. Почему?
«А мы не знаем, с кем подписывать, у вас тут раскол, вы определитесь между
собой, а мы подпишем», — таков был ответ.
Поэтому совершенно очевидно, что раскол мусульман
инспирируется внешними по отношению к Исламу силами намеренно, чтобы тормозить
развитие Ислама и не допускать его вхождения в плоть государства. Это делается
для того, чтобы максимально отдалить, обескровить Ислам, сделать так, чтобы он
был на обочине жизни.
Поэтому единство, безусловно, необходимо!
Тауфик Ибрагим — исламовед, доктор философских наук,
профессор:
Естественно, в России не должно быть так много муфтиев. Это
нонсенс. Должно быть некое место, где собиралась бы наша интеллектуальная элита
для решения важнейших вопросов. Если будет необходимо, можно обратиться к
зарубежным улемам. Возможно, они дадут разные ответы, но мы исходя из этих
ответов уже сумеем дать некую общую рекомендацию, какой-то общий ориентир.
Крайне необходимо, чтобы у нас был единый совещательный
орган, который вырабатывал бы не законы, а общие рекомендации. И самое главное
— нам нужно современное толкование норм Ислама. А для того чтобы хорошая,
современная, правильная мысль стала общественным достоянием, нужно, чтобы ее
вырабатывал коллективный ум мусульманской уммы. Вот этого коллективного ума у
нас пока нет.
Раньше наши предки говорили, что в начале каждой эпохи Бог
посылает общине человека, который обновляет ей религию. Это не обязательно
нужно понимать буквально. Таким «пророком» может быть и коллективный ум.
К сожалению, в конце XX века еще происходят инциденты,
подобные тому, что крупный духовный лидер издает фетву, что земля круглая, а
тот, кто с этим не согласен, — неверный. Вы можете это себе представить? Именно
в косном, буквалистском понимании Корана — первая причина появления
экстремизма.
Конечно, мы и в рамках России можем и должны решить этот
вопрос, но мы не должны быть отделены от мусульманской уммы в целом. Надо,
чтобы мировая мусульманская интеллектуальная элита вырабатывала для всех
мусульман единые рекомендации.
У нас было великое достижение — демократия в Исламе, но
сегодня она превратилась в анархию. У нас нет единого центра, который может
издавать что-то общее для всех мусульман. И получается, что каждый живет
по-своему.
Единый аналитический орган жизненно необходим. В какой
форме — нужно подумать. Возможно, это мог бы быть совет или ассамблея
мусульманских ученых, которая издавала бы некие рекомендации, а каждое
национальное государство конкретизировало бы их исходя из своих условий.
Айдар Хабутдинов — доктор исторических наук, профессор
Казанского филиала Академии правосудия:
1 октября я открывал «Рамазановские чтения» лекцией,
посвященной 100-летию I Всероссийского мусульманского съезда 1905 года. Этот
проходивший в Нижнем
Новгороде съезд был первым общим собранием лидеров
российской уммы. И тогда, и через год, на III Всероссийском мусульманском
съезде, представители всех мусульманских регионов России обсуждали проблемы
своей религиозной, культурной, общественной, образовательной деятельности.
Думаю, глубоко символично, что и на этом форуме во многом
повторяется тематика 100-летней давности. Как и тогда, здесь будут рассмотрены
проблемы правового положения мусульман, в частности допуска к образованию.
На III съезде была принята резолюция о межнациональных
столкновениях в Закавказье, в которой говорилось о необходимости
противодействия государства террору и был сформулирован призыв к мусульманским
организациям бороться за примирение армян и азербайджанцев.
На III съезде рассматривался вопрос создания единой
религиозной автономии во главе с выборным Раис аль-улама (Глава улемов),
который как единый лидер мусульман России имел бы ранг имперского министра.
Сейчас эта идея актуализируется предложением создания Конкордата государства с
представителями четырех традиционных религий России. И сейчас возможность
избрания единого муфтия РФ во многом рассматривается через призму формирования
вначале Совета улемов. Как и в 1906 году, он должен заняться выработкой
мусульманских правовых актов, сочетающих в себе нормы российского
законодательства и мусульманского права.
В 1906 году участники съезда приняли программу партии
«Иттифак», в которой говорилось о приверженности принципам демократии,
парламентаризма, конституционализма. Делегаты съезда подвели итоги первого
парламентского опыта российских мусульман в стенах I Государственной думы. Все
эти проблемы, надеюсь, станут обсуждаться и на Всероссийском мусульманском
форуме в Нижнем Новгороде 4–5 ноября.
Беседовала Асия Давлятчина
Другие статьи
газеты
читайте здесь